от автора  

Множественность душ

Китайская философия переняла из народных верований идею множественности душ. Такие представления свойственны первобытным культурам. В Китае они проявились в учении о двух типах душ - разумных душах (хунь) и животных душах (по). Первые связывались с сознательными, интеллектуальными способностями человека; обычно душ хунь насчитывалось три. Вторые (их, как правило, семь) соотносились с жизнедеятельностью организма. Например, обморок считался состоянием, при котором разумные души покидают тело, а животные продолжают в нём действовать. Души хунь воспринимались как тонкие состояния положительно (ян) заряженного ци, души по - как тонкие отрицательно (инь) заряженные состояния ци. При таком понимании именно тело оказывается началом, объединяющим разнородные души. Его гибель ведёт к их распаду (при сохранении самого ци в качестве основы). Но сразу после кончины человека наборы душ обоих типов продолжают существовать независимо от тела. Души хунь образуют дух (шэнь), души по - призрак (гуй). Шэнь - понятие, обозначающее дух, духовное начало. Гуй - призрак, привидение. Он может являться живым людям и причинять им зло. Его происками часто объясняли насильственную смерть - сюжет, чрезвычайно популярный в китайской повествовательной прозе. И светлый дух шэнь, и тёмный призрак гуй существуют вне тела недолго. У людей, живших активной интеллектуальной и духовной жизнью, этот срок больше.
После разрушения и разложения тела души также разрушаются. Шэнь рассеивается в небесном ци, включаясь во вселенский процесс перемен; по уходит под землю, в мир Жёлтых Источников. Там она влачит тенеподобное существование или растворяется в земном ци. Простые китайцы верили, что духи умерших обитают в нашем, а не в подземном мире. Против этого активно возражал скептик Ван Чун. Он заявил, что в таком случае мир давно был бы забит духами и люди сталкивались бы с ними на каждом шагу.
Буддийские философы не разделяли мнения о множественности душ. Им душа представлялась в качестве совокупности дхарм. Но в Китае теория дхарм постепенно отошла на задний план. Сердце китайского буддизма - учение о природе Будды как универсальной для всех вещей. А в народном буддизме торжествовали традиционно китайские представления о душе.

 

Великий Ком
Жизнь - благо, смерть - зло
Как возникла Вселенная
Китайский календарь
Множественность душ
Первоначало
Пространство
Религия в Древнем Китае
Смерть как перерождение
Смерть как фикция
Учение о жизни и смерти
Учение о мире
Человек и космос
 
Римско-греческий пантеон богов
Пантеон Славянских богов
Кельтская мифология
Скандинавская мифология
Мифология Индии
Мифология и философия Китая
Литература
Hosted by uCoz