от автора  

Происхождение космоса

Огромное значение для индийцев имел вопрос: каким образом возник мир, кто (или что) был причиной его появления и устроения? Ответы давались разные. Уже ведические тексты развивают несколько вариантов космогонии. Согласно одному из них, вероятно самому древнему, небо (Дьяус) и земля (Притхиви) пребывали некогда в нерасчленённом единстве. Такое состояние называется "амхас", т. е. "теснота", отсутствие пространства. Ведический амхас весьма напоминает греческий хаос. Появляется могучий бог (Индра или кто-нибудь другой). Он отделяет эти две сферы друг от друга и устанавливает между ними вселенский столп, тем самым устраивая промежуточное пространство (антарикша). Вместо тесноты возникает простор, ширь (урулока), или, говоря нашим языком, космос. Кстати, сражение между Индрой и асурой Вритрой тоже можно рассматривать в космогоническом ключе. Ведь Вритра воплощает собой хаотическое состояние мира. Умерщвляя врага, Индра организует и упорядочивает Вселенную.
Согласно наиболее распространённой точке зрения, материальная первооснова мира - воды. В них в какой-то момент появляется мировое яйцо, в котором саморождается будущий бог-творец. Его называют Хираньягарбха (золотой зародыш). В течение года бог предаётся аскезе, или тапасу (аскетические практики, распространившиеся в Индии со второй половины I тысячелетия до н. э., считались эффективным средством накопления в теле особой духовной энергии). Затем он раскалывает скорлупу и выходит наружу. Из верхней половинки скорлупы бог делает небо, а из нижней - землю. Примечательно, что космические воды считаются первичной материей также в вавилонской, древнеегипетской, древнегреческой космогониях.
Ещё одно предание гласит, что мир появился в результате жертвоприношения космического человека Пуруши. Пуруша выглядел весьма необычно: он был "тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий", в нём содержались и мужское, и женское начала. Боги приносят в жертву Пурушу, и из частей его тела возникают элементы мироздания (Ригведа. X. 90):

…Луна из его духа рождена,
Из глаз солнце родилось,
Из уст - Индра и Агни,
Из дыхания родился ветер.
Из пупа возникло воздушное пространство,
Из головы развилось небо,
Из ног - земля, стороны света - из уха.
Так они (боги) устроили все миры.

Похожий мотив известен и в скандинавской мифологии, где боги во главе с Одином приносят в жертву первочеловека Имира. Интересно, что наряду с частями Вселенной из Пуруши созидаются также четыре сословия людей (жречество, воинство, свободные общинники и слуги), животные и растения, духовные ценности - гимны и магические формулы.
Наконец, в некоторых ведических текстах (Ригведа. X. 129) источником мира выступает безличное начало, которое превыше бытия и небытия, "верха и низа", жизни и смерти. Это нечто Единое (экам), всевышний дух, который "дышит, не колебля воздуха". В нём возникает желание (кама) - первичный импульс творения, который приводит к дальнейшему космогенезу.
В текстах брахман развиваются эти и другие космогонические идеи. Творцом здесь чаще всего выступает глава брахманистского пантеона бог Праджапати. Он изнуряет себя аскезой, а потом творит с помощью жертвоприношений. В Шатапатха-брахмане говорится:
"Поистине вначале это как бы не было ни не-сущим, ни сущим. Вначале это поистине как бы было и как бы не было. Это было лишь мыслью. Мысль, будучи созданной, пожелала стать явной, более ясно выраженной, с более чётким обликом. Она искала Атман. Она предалась тапасу. Она увидела тридцать шесть тысяч огней своего Атмана, лучи, состоящие из мысли, сложенные мыслью. Мыслью совершались на них жертвоприношения, по средством мысли пели они, по средством мысли воздавали они хвалу… Эта мысль создала речь". В свою очередь речь тоже "пожелала стать явной" и создала дыхание. Из дыхания появилось зрение, из зрения - слух, из слуха - жертвенное действие, из действия - жертвенный огонь, а из огня - знание. Характерно, что почти всегда творение истолковывается как жертвоприношение. Ритуальное жертвенное действо, совершаемое на земле жрецами, отображает в миниатюре глобальные процессы, происходящие во Вселенной.
Упанишады в целом продолжают линию более ранних текстов. Но в них уже появляются представления о том, что мир не вечен. Он в какое-то время возникает (творится), а потом исчезает (разрушается), подобно тому как паук сначала выпускает из себя паутину, а потом втягивает её обратно. Паук здесь символизирует мировое первоначало, из которого постепенно эманирует (т. е. "истекает", плавно проявляется) мироздание. Это первоначало при всех изменениях вещей остаётся неизменной основой мира. Впрочем, в упанишадах можно встретить не только мысль о едином источнике мироздания, но и идею совечности материи творцу. Позже на основе упанишад в раннем индуизме возникает учение о тримурти (буквально "три формы"). Согласно ему, есть три этапа существования мира: творение, сохранение и разрушение.
В индуизме космогенез выглядит следующим образом. В определённый период времени абсолютный и вечный бог (Шива или Вишну) порождает из себя другого бога (или же сам воплощается в нём), чья миссия - создание конкретного мира и обустройство его. Из себя он порождает и материю, и души. Чаще всего роль демиурга (творца) отводится богу Брахме. Брахма творит из непроявленной, т. е. невидимой обычному глазу, материи, сосуществующей вместе с ним. Она потенциальносодержит в себе всё мировое многообразие. Иначе говоря, Брахма как бы "извлекает" из материи различные её сочетания и формы и даёт им жизнь. Совечны Брахме также и души многочисленных существ. По отношению к ним задача творца сводится к тому, чтобы наделить телесным обличьем.
Сам Брахма смертен. Срок его жизни совершенно фантастический по земным меркам. Один только день Брахмы длится 4 млрд 320 млн земных лет! За этот день он порождает мир. Столько же времени длится и ночь Брахмы, когда он спит, а Вселенная пребывает в виде чистой возможности. Сутки Брахмы составляют одну кальпу. Из 360 кальп складывается год Брахмы, а всего он живёт 100 лет (подсчитано, что сейчас Брахме идет 51-й год). После этого он умирает, Вселенная постепенно "растворяется", погружается в абсолютный дух. Позже из Абсолюта опять появляются бог-творец (новый Брахма) в виде Золотого Зародыша, материя, души - и всё начинается заново. Таким образом, наибольший цикл составляет 311 040 000 млн земных лет. В свою очередь день Брахмы делится на 1000 "великих эпох" (махаюга). В каждой такой эпохе по четыре века. Их продолжительность по отношению друг к другу выражается пропорцией 4 : 3 : 2 : 1. В общей сложности махаюга насчитывает 4 320 000 обычных лет. Наиболее счастливый и долгий из веков маха юги - критаюга. Люди тогда почитали одного Бога, имели одну (общую) веду, не торговали, не болели, не знали злобы, жадности, гнева, жестокости и других пороков. Нравственный закон (дхарма) стоял на четырёх "ногах" - правдивости, приветливости, почитании и сострадании. Со временем положение вещей менялось к худшему. Во втором и третьем веках (третаюга и двапараюга) усиливался порочный образ жизни, распространялись болезни, меньше почитались божества. Самый плохой период - тот, в котором мы сейчас живём. Это калиюга, или "век злосчастья".
Индийцы считают, что начало этой несчастливой эпохе положено сражением на поле Куру, описанным в "Махабхарате". По традиции оно произошло в 3102 г. до н. э. Калиюга длится 432 тыс. земных лет. Следовательно, нам ещё предстоит пережить немало мучительных тысячелетий, прежде чем наступит окончательный конец. И тогда либо явится спаситель мира Калки и уничтожит дурных обитателей земли, либо её разрушат катастрофические пожары, наводнения и ураганы. В последнем случае мир погрузится в пралаю ("растворение"), чтобы через какое-то время снова появиться в состоянии критаюги.
Из первоматерии выделяется первый невечный элемент - махат, зародыш будущей Вселенной. Данный элемент имеет две стороны - физическую и психологическую. На психологическом уровне говорится не о махате, а о буддхи (интеллекте). Он, по мнению санкхьи, материален. Буддхи благодаря своему очень тонкому устройству обладает способностью отражать пурушу, в силу чего становится как бы разумным - но только внешне. Из этого махата-буддхи по степенно выделяются (эманируют) другие элементы. Всего появляется 24 элемента, или ступени бытия (таттвы). Все они имеют материальную природу. Затем происходит образование соб ственно мира, как его представляли в мифах индийцы. Впрочем, санкхья не занимается описанием этого.
Все творческие потенции уже изначально находятся в самой пракрити. А цель развития она получает после соединения с духом-пурушей. Дух же опутывается материей, увязает в ней, забывая себя и связывая свои интересы с материальным миром. Вселенная образуется из пракрити. Дух же - пассивный наблюдатель, зритель. Эта эволюционная схема сложилась, вероятно, в конце старой эры. Она сильно повлияла на всю последующую индийскую философию.
Индийские материалисты (локаятики) считали, что для объяснения окружающего мира нет смысла обращаться к духовным сущностям. Ведь само духовное, если оно вообще есть, зависит от материального начала и не существует без него. Сейчас нельзя в точности восстановить космологическое учение материалистов, поскольку их сочинения до нас не дошли. Известно, что они верили в вечность четырёх базовых материальных первоэлементов - земли, воды, огня и воздуха. Из них постепенно и сама по себе складывается знакомая нам Вселенная. Правда, почему космос сложился в гармоничное целое, материалисты не поясняют. Корни локаяты восходят к ряду мест в упанишадах (например, в "Чхандогье"), где отстаивалась доктрина свабхава-вада - учение о естественном происхождении вещей. Материалистические положения упанишад не нашли серьёзного продолжения, и со временем в индийской культуре полностью возобладал идеализм.
Осмысляя происхождение космоса, школа вайшешика отталкивалась от понятия атомов-параману (буквально "мельчайшие"), минимальных, неделимых частичек материи. Весь материальный мир состоит из комбинаций четырёх видов параману: атомов земли, воды, огня и воздуха. У каждого них - своё особое качество. Это отличается от воззрений древнегреческих атомистов (Демокрит), считавших атомы однородными. Атомы вайшешики - вечные и простые основы мира (субстанции). Они совечны другим субстанциям, таким, как акаша ("эфир", или пространство, в котором распространяется звук), ум, душа, время и пространство. Космогенез связан с движением атомов. Когда наступает время проявления мира, высший бог, или высшая душа (Атман), с помощью особой творческой силы приводит в движение атомы, до этого момента находившиеся в покое. Каждая пара одиночных атомов формирует диаду, три диады - триаду, образуя в конце концов первостихии, сложенные из множества атомов. Материал для творения мира готов. Тогда, по мысли Бога, появляется "мировое яйцо" (брахманда), состоящее из атомов земли и света. Бог одушевляет этот "зародыш" богомтворцом - Брахмой, наделённым мудростью, отрешённостью и совершенством. Брахме поручается создание конкретного мира с надлежащим распределением достоинств и недостатков, счастья и несчастья. Через необозримое количество лет после сотворения мира следует его разрушение. Оно есть распад материальных сочетаний на отдельные, не связанные друг с другом атомы.
А вот в тантризме границы между духом и материей практически исчезают. Согласно этому учению, космос возникает в результате "сгущения" абсолютного духа. Когда наступает этап созидания, из непроявленного Абсолюта (он представляет собой единство двух сторон - активной женской и пассивной мужской) постепенно выделяются всё новые и новые ступени бытия. Причём каждая последующая "плотнее" предыдущей. Этот процесс эманаций похож на космогенез по санкхье с тем радикальным отличием, что здесь в основе появления материи лежит деятельность абсолютного духа. Фактически можно сказать, что дух становится материей. Дух всё больше уплотняется, "материализуется" до тех пор, пока не образуется знакомый нам мир. При этом сам он не исчезает, не растворяется полностью в материи, но как бы затаивается, "засыпает" в ней до поры до времени.
Теистические направления школы веданта тоже полагали, что мир исходит из божественного духа, под которым чаще всего понимается Кришна. Как говорят представители этих направлений, Бог творит мир в игре (лила), т. е. ничем не связывая себя, свободно и радостно. Он творит не потому, что должен, а просто ему так хочется. Наличие желания у высшего Бога, впрочем, вовсе не означает, что он испытывает какие бы то ни было ограничения, нехватку чего-то. Это скорее указывает на полноту его внутренней мощи.
По мнению большинства направлений индийской философии, космогенез происходит вполне реально. Но есть система, отрицающая такой взгляд. Она исходит из того, что на самом деле никакой эволюции мира нет. Всё - только кажимость, иллюзия (майя). Такова позиция адвайта-веданты (или недуалистической веданты) и её главного представителя Шанкары (конец VIII - начало IX в.). Как полагал Шанкара, реален один Брахман и ничего нет, кроме него. В то же время от Брахмана неотделима мощная космическая сила-майя, которая из него изливается. Эта сила как бы окутывает Брахмана и заставляет верить, будто перед нами не единый Абсолют, а мир, состоящий из множества вещей и душ. На самом же деле никакой множественности нет, есть только единство. И нет многих "я", поскольку "Я" одно. Впрочем, таково восприятие реальности лишь на уровне абсолютной истины, доступной развитым людям. С точки зрения относительной истины (истины обычных людей) эволюция существует.
Обилие идей, касающихся космогенеза, эволюции, показывает, насколько важное значение проблемы происхождения мира имели для индийской духовной культуры.

Брахманизм
Джайнизм
Духовное освобождение

Жизнь и смерть

Монотоистические религии
Представления о мире
Происхождение космоса
Религии Древней Индии
Боги Ригведы
Галерея
Римско-греческий пантеон богов
Пантеон Славянских богов
Кельтская мифология
Скандинавская мифология
Мифология Индии
Мифология и философия Китая
Литература
Hosted by uCoz