ВАНБОРО
В Ванборо, графство Суррей, в древности находились
святилище и романо-кельтский храм. Сакральное
значение этого святилища в кельтские времена
подчеркивают находки трех бронзовых венцов,
ибо такие венцы (короны) обычно надевали жрецы,
совершавшие в храмах религиозные церемонии и
обряды. Миниатюрные бронзовые колеса, венчающие
два из этих венцов, свидетельствують о том,
что их использовали жрецы, имевшие отношение
к культу Солнца. В слое под культурным слоем,
в котором были найдены следы римской эпохи,
было обнаружено множество кельтских монет -
свидетельство того, что это место почиталось
у кельтов священным задолго до появления на
острове римлян.
ВЕДЬМА ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ
В мифологии кельтов Ведьма из преисподней -
женщина, обладающая
сверхъестественной силой. Она упоминается в
истории любви Куллвха и Олвен.
ВЕПРЬ
Вепрь занимал видное место в мифологии и культуре
кельтов. Вепрей за их свирепость почитали священными
животными, ассоциировавшимися с войной. Боевые
шлемы кельтских воинов часто украшались гребнями
в виде вепря; широкое распространение получили
и боевые трубы в форме головы вепря. Вепря часто
изображали с оскаленными клыками - знак, что
зверь готов броситься в атаку. Вепрь, как и
олень, считался символом охоты, а также иногда
ассоциировался с пиром. Свинина и кабанина считалась
у ирландских кельтов одним из лакомств на пирах,
устраиваемых как смертными, так и богами из
Потустороннего мира. Важную роль играли вепри
и в кельтских легендах.
ВИ
В Ви, что в Бургундии (Франция), найден курган,
в котором захоронена кельтская княгиня, жившая
в VI в. до н. э. Находки всевозможных артефактов
и предметов обихода, сделанные во время раскопок
в могиле княгини из Ви, как ее стали называть,
проводившиеся в 1953 г., заметно расширили наши
представления о культуре кельтов. Останки княгини
покоились на четырехколесной повозке, украшенной
золотыми пластинками, а также брошками и украшениями
из янтаря. В захоронении была также найдена
очень большая и тяжелая греческая ваза. Вместе
с княгиней в могилу были положены и другие ценные
артефакты. Обилие и огромная ценность предметов,
которые княгиня захватила с собой в путешествие
в Потусторонний мир, - свидетельство того, что
в культуре кельтов женщины пользовались большим
почетом и уважением. Находки из кургана княгини
из Ви говорят о том, что в древности кельты
вели активную торговлю с греками, этрусками,
а также с Римом и Бургундией.
ВИВЬЕН
В легендах Артуровского цикла - имя, под которым
фигурирует Рианнон.
ВОДА
Вода пользовалась у кельтов особым почитанием;
они видели в ней не только источник жизни, но
и своего рода звено, связующее этот мир с Потусторонним
миром. В особенности это относилось к водам,
поднимающимся на поверхность с большой глубины,
в частности, к родникам и источникам. В жертву
таким водоемам и источникам приносили оружие
и всевозможные ценные вещи, в частости, ювелирные
украшения, монеты, предметы домашнего обихода,
особенно котлы, а также животных и даже людей.
Эти и многие другие вещи извлечены со дна озер,
рек, ручьев, прудов и т. п. Кельты верили, что
у каждого озера, реки и источника есть свой
дух-покровитель, которому и следует подносить
жертвы на алтарях и жертвенниках, воздвигавшихся
неподалеку от берега. Вода в эпоху кельтов,
как, впрочем, и в более поздние времена, считалась
источником целебной силы. Возле родников и источников,
которым приписывались всевозможные целительные
свойства, в предримскую эпоху и в романо-кельтский
период, воздвигались алтари и жертвенники. Эта
связь воды с целительными силами самой природы
сохранилась куда дольше, чем просуществовала
цивилизация кельтов. В качестве примера достаточно
назвать Бат и его многочисленные целебные источники.
ВОЙНА
Кельты были воинственным племенем. Это со всей
очевидностью показывают материалы археологических
раскопок. Шиты, мечи, копья сплошь и рядом встречаются
в могилах в числе прочих вещей, которые могли
понадобиться душе в ее загробном странствии
и в жизни в Потустороннем мире. Об этом же говорят
и многочисленные жертвоприношения по обету,
найденные на дне озер, рек и прочих водоемов.
Предметы оружия не обязательно предназначались
для богов-воителей, а считались, по-видимому,
жертвами богам вод или духам священным мест
и пр. Многие из предметов оружия, найденных
в таких местах, нарочно сломаны или повреждены
перед совершением акта жертвоприношения. Возможно,
у кельтов бытовало поверье, что, для того чтобы
боги благоволили принять такую жертву, оружие
необходимо привести в непригодность. В жертвы
богам на жертвенники часто приносились миниатюрные
модели предметов оружия. В кельтской культуре
заметное место занимали изображения воинов и
богов-воителей. В различных святилищах были
найдены изваяния богов-воителей в полный рост,
в доспехах и с оружием. На многих кельтских
монетах представлены изображения воителей и
воительниц. Некоторые из таких изображений,
найденные на севере Британии, показывают богов
и богинь войны не только со щитами и копьями
в знак их воинственного нрава, но и с бараньими
рогами - символом агрессии, в том числе и сексуальной.
Эти аспекты еще более подчеркиваются тем фактом,
что на таких изображениях боги-воители часто
предстают обнаженными, с нарочито огромными
эрегированными фаллосами. В мифологии ирландских
кельтов некоторые божества войны имели женскую
ипостась; в частности, такими богинями-воительницами
были Морриган и Маха. И в женской ипостаси воинственность
и агрессивность богинь подчеркнуты атрибутами
сексуальности и плодородия.
ВОРОН
По традиции вороны ассоциировались с тьмой и
мраком, а также с даром пророчества. Так, в
памятниках литературы ирландских кельтов ворон
часто обладает пророческим даром. Например,
вороны часто предупреждали Луга о приближении
полчищ фоморов. Кроме того, ворон ассоциировался
с полем боя; он
изображался летающим над реками крови, выкрикивая
пророчества об исходе сражения. Бадб, богиня
войны, появляясь на поле брани, часто принимала
облик ворона. Появление Бадб на поле боя в образе
ворона часто истолковывалось как пророчество
о смерти какого-нибудь персонажа.
ВОРТИГЕРН
Это слово, означающее "Верховный владетель",
вполне могло быть титулом, а не именем. Вортигерн
считается реальным историческим лицом, хотя,
как это часто случается с кельтскими историческими
персонажами, факты и легенды, связанные с ним,
тесно переплетены и основательно запутаны. Принято
считать, что Вортигерн был правителем Британии,
жившим в V в. н. э. и женатым на дочери мятежного
римского императора Максима. О нем упоминает
Джеффри Монмутский. По преданию, Вортигерн участвовал
в заговоре и убийстве Константина, короля Британии,
организованном пиктами, и участвовал в возведении
на трон марионеточного короля Констанса, сына
Константина. Впоследствии Вортигерн убил Констанса,
чтобы самому захватить трон. По преданию, именно
он пригласил саксов в Британию, чтобы захватить
королевство пиктов, но те сами поделили свои
земли между собой. По легенде, после убийства
нескольких князей бриттов в Солсбери Плейн Вортигерн
перебрался в Уэльс. Другое предание гласит,
что король был заживо сожжен в своей башне,
которую впоследствии отстроил Амброзий Аврелий,
законный наследник трона.
|