ЖЕЛТОЕ ДРЕВКО
В мифологии ирландских кельтов - одно из копий,
принадлежавших Мананнану Мак Лиру. Мананнан
вручил его Диармайду, чтобы помочь тому одолеть
Финна .
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Существует очень немного археологических находок,
свидетельствующих, что у кельтов практиковались
человеческие жертвоприношения. Правда, найдено
немало, так сказать, аномальных типов захоронений,
но необходимо провести четкую грань между людьми,
умершими естественной смертью и лишь после этого
подвергшимися тем или иным религиозно мотивированным
обрядам, и теми, кто был ритуально убит, то
есть собственно принесен в жертву. Найдено достаточно
много аномальных захоронений, но пока еще не
вполне ясно, имеем ли мы дело с останками людей,
умерших естественной смертью, или с жертвами
массовых человеческих жертвоприношений. Так,
например, дети, погребенные под основаниями
жервенников и святилищ, как правило, обезглавлены,
но трудно с уверенностью утверждать, умерли
ли они, или были сначала ритуально умерщвлены.
Человек из Линдоу, молодой мужчина, которому
перерезали горло, нанесли смертельную рану копьем
и задушили, а затем сбросили в торфяник, считается
убедительным свидетельством существования у
кельтов ритуальных убийств, однако ритуальное
убийство могло могло играть и роль наказания
(смертная казнь), а вовсе не обязательно являлось
человеческим жертвоприношением. Но хотя археологические
данные не дают достаточных оснований для того,
чтобы утверждать о бытовании у кельтов практики
человеческих жертвоприношений, тексты и сообщения
многих античных авторов прямо указывают на такую
практику, особенно распространенную среди друидов.
Так, древнегреческий писатель Страбон описывает
существовавшую у друидов практику: наносить
раны жертвам и, наблюдая за их предсмертными
мучениями, составлять пророчества на будущее.
ЖИВОТНЫЕ
В мифологии и воззрениях кельтов весьма важную
роль играли животные - как домашние, так и дикие.
Превращения, вообще изменение облика - характерная
черта кельтских легенд, и очень часто люди и
боги поневоле или по собственному желанию принимали
облик разных животных. Так, например, племянники
Финна Мак Кумалла были превращены в псов. Особенно
важное место в культуре кельтов занимали олени
и кабаны. Основными домашними животными считались
лошади, свиньи, овцы, быки и собаки, в особенности
- охотничьи гончие псы. Археологические раскопки
показали, что кельты приносили животных в жертву
различным божествам.
|