САДБ, или
СААР, или САБИЯ
В мифологии ирландских кельтов Садб была превращена
друидом в лань. Ее встретил на охоте Финн Мак
Кумалл. Садб вновь приняла облик смертной женщины
и стала любовницей или женой Финна. Однако друид
узнал, что она сбросила образ лани, и вновь
превратил ее в это существо. После этого Финн
потерял ее из виду. Но однажды он повстречал
обнаженного мальчика, имеющего облик молодого
оленя. Финн понял, что перед ним - его собственный
сын от Садб, и дал ему имя Ойсин, что означает
"Молодой Олень".
САМИЛДАНАХ
В мифологии ирландских кельтов - эптитет Луга,
означающий "повелитель всех ремесел".
САМХАНАХ
В мифологии шотландских кельтов - гоблин, появляющийся
на празднике Самхейн.
САМХЕЙН
Самхейн - один из четырех главных кельтских
праздников, отмечавшийся 1 ноября. Ночь накануне
Самхейна можно сравнить с кануном нынешнего
праздника Хэллоуин. Самхейн, будучи чисто крестьянским
праздником, знаменовал собой окончание одного
сельскохозяйственного года и начало следующего.
Во время празднования Самхейна жители приводили
с полей скот; часть животных забивали и съедали
сразу же, другие шли под нож несколько позже.
Самхейн считался временем, когда как бы исчезали
все привычные преграды между миром смертных
и Потусторонним миром. На праздник Самхейн проводились
массовые гуляния в Таре; жители устраивали пиры,
состязались в различных играх и верховых скачках.
Считалось, что в этот день духи из Потустороннего
мира могут свободно наведываться в гости к простым
смертным, а люди, в свою очередь, могут побывать
в загробном мире. Именно эта связь Самхейна
со сверхъестественными силами и объясняет странную
связь между ведьмами, колдунами и прочими потусторонними
существами и праздником Хэллоуин. На праздник
Самхейн зажигались ритуальные костры, но сперва
во всех домах гасились очаги, и друиды разжигали
церемониальные огни и костры. Самхейн играл
у кельтов исключительно важную роль, и дошедшие
до нас легенды отражают странные и важные события,
случившиеся в этот день. Так, например, именно
во время Самхейна люди Немхеда должны были уплачивать
фоморам ежегодную дань; дань эта была чрезвычайно
тяжелой и состояла из двух третей зерна, вина
(по некоторым легендам - молока) и детей, родившихся
в течение года. Кроме того, в этот день состоялась
вторая битва при Маг Туиред.
САУИН
Сауин в культуре кельтов - аналог ирландского
праздника Самхейн. Сауин отмечался 1 ноября.
САУТ КЭДБЕРИ,
ЗАМОК
В Саут Кэдбери, Сомерсет, сохранились развалины
древнего городища, датируемого Железным веком.
По-видимому, в древности это был религиозный
центр кельтов; особый интерес представляют останки
молодого мужчины, погребенного под стеной. Он
был захоронен здесь либо в качестве талисмана
на удачу, либо в виде жертвы богам, чтобы умилостивить
их, однако не вполне ясно, умер ли он естественной
смертью, или же это было человеческое жертвоприношение.
Была ли у кельтов практика человеческих жертвоприношений
или нет - это вопрос дискуссионный, и юноша
мог погибнуть в бою или умереть от какой-нибудь
болезни. С другой стороны, в городище найдены
следы жертвоприношений животных и сохранились
даже останки молодых домашних животных - поросят,
телят и ягнят. Замок Саут Кэдбери - один из
предполагаемых прототипов легендарного Камелота.
СВАСТИКА
На землях Европы, заселенных кельтами, свастика,
как и колесо, служила излюбленным солярным символом.
Изображения свастики встречаются на каменных
алтарях, в орнаментальном декоре артефактов.
Иногда свастика изображается отдельно, иной
раз ее дополняет колесо. Предполагается, что
она, как и прочие солярные знаки, служила символом
успеха и удачи.
СГЕОЛАН, или
СКЕОЛАН
В мифологии ирландских кельтов Сгеолан - один
из двух верных псов Финна Мак Кумалла; вторым
был Бран.
СЕКВЕНА
В мифологии кельтов Галлии Секвена - богиня
истока реки Сены, давшая ей свое имя. Неподалеку
от этого истока обнаружено древнее святилище,
в котором найдены различные артефакты, служившие
жертвенными дарами. В легендах богиня часто
ассоциируется с уткой.
СЕМИОН
В мифологии ирландских кельтов Семион - сын
Стариата. Именно от него происходили знаменитые
Фир Болг.
СЕНМАГ
В мифологии ирландских кельтов - "Старая
Равнина", первозданная земля Ирландии.
Именно здесь вымерло все племя Парталона.
СЕНАХ
В мифологии ирландских кельтов Сенах - воин,
с которым Кухулин вступил в бой и победил его.
СЕНХА
В мифологии ирландских кельтов Сенха - верховный
судья и поэт Ольстера во время правления Конхобара
Мак Нессы.
СЕНХАН ТОРПЕЙСТ
В мифологии ирландских кельтов - главный бард
Ирландии, живший в VII в. По преданию, Сенхан
получил от святых позволение воскресить из мертвых
Фергуса Мак Рота, чтобы узнать от него обо всех
перипетиях, связанных с похищением быка из Куальгне.
СЕРА
В мифологии ирландских кельтов Сера - отец Парталона.
Согласно некоторым источникам, именно Сера,
а не Парталон был мужем Дилгнейд.
СЕРБАН
В мифологии ирландских кельтов Сербан - одноглазый
великан, приставленный, чтобы охранять волшебную
рябину, выросшую из ягодки, случайно оброненной
кем-то из богов Туатха Де Данаан. Отличался
свирепым видом, и каждый, кто видел его, испытывал
ужас. По легенде, убить великана можно было,
только нанеся ему три удара его собственной
железной дубинкой (палицей). В конце концов
Сербана убил Диармайд уа Дуибхне.
СЕРЫЙ ИЗ МАХИ
В мифологии ирландских кельтов - боевой конь
Кухулина.
СЕТАНТА, или
СЕДАНТА
В мифологии ирландских кельтов - имя Кухулина
в отрочестве. Свой первый подвиг - одолев и
убив пятьдесят слуг Конхобара Мак Нессы, - он
совершил, когда еще носил это имя.
СИДХ (мн. число
СИДХЕ)
В мифологии ирландских кельтов после поражения
от Сынов Мил Эспэйна каждому божеству клана
Туатха Де Данаан было отведено особое владение
в Потустороннем (точнее говоря, подземном) мире.
Такое владение называлось сидх, что означает
курган или холм. Впоследствии это слово стало
употребляться в качестве названия обители бога.
Каждый бог считался Фер-Сидхе, то есть "Муж
холма", а каждая богиня - "Бин-Сидхе",
то есть "Женщина холма". Со временем
Бин-Сидхе превратилось в банши популярных легенд.
Аэс Сидхе, "Люди холма", стало общим
названием богов, сокращенно - сидхе.
СИНЕ-ЗЕЛЕНОЕ
В мифологии ирландских кельтов - название копья
Коналла Кирнаха.
СИОНАН, или
СИНАЙНН
В мифологии ирландских кельтов Сионан - внучка
Лира. Она ассоциировалась с рекой Шэннон, название
которой, как считается, произошло от ее имени
.
СИРОНА
В мифологии кельтов Галлии Сирона - богиня,
имя которой означает "звезда", хотя
у нас нет никаких свидетельств того, что она
играла хоть сколько-нибудь заметную роль в астрономических
представлениях кельтов. В частности, Сирона
ассоциировалась с целительными алтарями и часто
изображалась вместе с Гранносом, которого можно
отождествить с Аполлоном классической античности.
И хотя Сирона обычно изображалась рядом с Гранносом
или Аполлоном, она выступала и в роли независимого
божества, особенно в эпоху, предшествующую так
называемому романо-кельтскому периоду.Ассоциировалась
с возрождением, обновлением, плодородием и исцелением.
СКАЛЬНЫЙ МОСТ
В мифологии ирландских кельтов - одно из препятствий,
которые должен был преодолеть Кухулин на пути
к острову Скатах.
СКАТАХ
В мифологии ирландских кельтов Скатах - пророчица
и великая воительница. По легенде, она держала
нечто вроде военной школы, в которой обучала
своему искусству многочисленных учеников. Одним
из ее учеников был Кухулин, которому она, по
преданию, вручила Га-Болг, свое непобедимое
копье.
СКИПЕТР
В археологических раскопках на землях кельтов
были найдены предметы, выполнявшие в древности
роль скипетров или жезлов. Чаще всего их находили
на развалинах храмов и святилищ; предполагается,
что они служили регалиями жрецов. Некоторые
из таких скипетров или жезлов весьма просты,
другие отличаются тщательной отделкой. Часто
они покрыты резьбой, соответствующей культу
данного божества, в частности, бога Солнца.
СКОТА
В мифологии ирландских кельтов - женщина, от
которой ведут свой род гэлы.
СОКРОВИЩА БРИТАНИИ
В мифологии валлийских кельтов - приданое для
Ольвен.
СОЛНЦЕ
То, что Солнце пользовалось у кельтов особым
почитанием, со всей очевидностью показывают
многочисленные сюжеты самых разнообразных кельтских
артефактов, найденные во время археологических
раскопок. Особенно распространены изображения
колеса в качестве солярного символа. Хотя вполне
естественно ожидать от кельтов особого поклонения
Солнцу, поскольку они вообще обожествляли всевозможные
природные объекты, в частности, деревья и воды,
свидетельств об особой роли бога Солнца в кельтской
литературе немного. Ирландский бог Луг, имя
которого означает "сияющий", обладатель
сверкающего лика, ассоциирующийся со светом,
- главный претендент на роль бога Солнца. Галльский
бог Беленус также ассоциировался со светом,
ибо слово бел переводится как "яркий, светящийся",
однако он известен именно как бог света, бог-целитель,
но не как собственно бог Солнца.
СОЛЬ
В некоторых кельтских поселениях в Европе все
благополучие жителей было основано на добыче
соли. Самое знаменитое из таких поселений -
Халльштатт, раскопки в котором резко расширили
наши представления о кельтах. Название Халльштатта
происходит от соляных копей, находящихся в Верхней
Австрии.
СРЕНГ
В мифологии ирландских кельтов Сренг - воин
клана Фир Болг, которому было поручено стать
посланником и вести переговоры с богами клана
Туатха Де Данаан, высадившимися в Ирландии.
Сренг вел переговоры с Бресом, парламентером
Туатха Де Данаан, который предложил поделить
Ирландию между Фир Болг и Туатха Де Данаан.
Предводители Фир Болг отвергли это предложение,
результатом чего стала первая битва при Маг
Туиред. Хотя Фир Болг поначалу добились некоторого
перевеса, когда Сренг и Нуада сразились в поединке
и Сренг отрубил Нуаде руку, в конце концов Фир
Болг потерпели жестокое поражение .
СТАРН
В мифологии ирландских кельтов Старн - сын Серы
и брат Парталона.
СТЕКЛЯННАЯ
БАШНЯ, или СТЕКЛЯННЫЙ ЗАМОК
В мифологии ирландских кельтов фоморы, по преданию,
воздвигли на острове Тори некую стеклянную башню
или замок, известный также под названием Башня
Конана. Немедийцы, захватив остров, взяли башню
штурмом и убили Конана Мак Фебара, короля фоморов.
Балор, по легенде, заточил в Стеклянную Башню
свою дочь.
СТОЛБЫ И КОЛОННЫ
Столбы и колонны играли важную роль в культуре
кельтов. Иногда они были выполнены из дерева,
нередко - из камня. Они часто воздвигались в
местах, считавшихся священными. Кельты воспринимали
такие столбы как символы деревьев, многие из
которых также почитались священными. Столбы
часто были очень высокими, и их сплошь покрывала
сюжетная резьба.
СТОУНХЕНДЖ
Согласно кельтской мифологии, Стоунхендж был
воздвигнут Мирдином из каменных глыб, перенесенных
им в Британию из Ирландии. В Ирландии они образовывали
Кольцо Великанов на горе Маунт Килларус. По
преданию, каменные глыбы были перенесены сюда
великанами родом из Африки, которые были первыми
обитателями Земли.
СТУЧАЩИЕ
Корнуелльский аналог коблинов.
СУАЛТАМ
В мифологии ирландских кельтов Суалтам - смертный
отец Кухулина. В ночь накануне его женитьбы
на Дехтире бог Луг похитил ее и вступил с нею
в связь, от которой впоследствии и родился Сетанта
(Кухулин). Когда королева Медб с войском вторглась
в Ольстер, чтобы завладеть огромным Бурым Быком,
Суалтам попытался поднять мужей Ольстера, чтобы
противостать ей. В гневе он повернул своего
коня, Серого из Махи, настолько резко и быстро,
что острым краем собственного щита отрезал себе
голову. Голова его, упав на землю, продолжала
кричать, призывая мужей Ольстера, до тех пор,
пока чары заклятия, наложенного на них, не слетели
и мужи Ольстера вновь обрели способность сражаться.
СУДЬБЫ КАМЕНЬ,
или ЛИА ФАЙЛ
В мифологии ирландских кельтов - одной из сокровищ
богов Туатха Де Данаан. По легенде, они принесли
его с собой из Галиаса; впоследствии этот камень
попал в руки смертных королей Ирландии .
СУКЕЛЛУС
В мифологии кельтов Галлии Сукеллус, чье имя
можно перевести как "крепко бьющий",
- бог, часто изображаемый с большой колотушкой
на длинной рукоятке. Рядом с ним обычно изображаются
винная бочка, сосуд для питья и нередко - большая
собака.
СУККАТ
Суккат - детское имя или уменьшительное прозвище
св. Патрика.
СУЛИС
Сулис - имя богини-покровительницы целебного
источника в Бате (Англия). Когда римляне вторглись
в Британию, они превратили целебный источник
в Бате в огромные бани и воздвигли храм, однако
место вокруг источника, видимо, почиталось кельтами
священным задолго до появления римлян. Сулис
была одним из кельтских божеств, связанных с
водами, и, вследствие связи своего культа с
Батом, почиталась богиней-целительницей. Римляне
настолько почитали Сулис, что назвали основанный
ими город, который сегодня носит название Бат,
ее именем - Акваэ Сулис. С появлением римлян
Сулис стала ассоциироваться их собственной богиней
Минервой. Такое смешение кельтских и римских
божеств было весьма распространенным явлением,
и новая синкретическая богиня получила имя Сулис
Минерва. В эпоху римского владычества она по-прежнему
оставалась богиней - покровительницей целебных
источников в Бате.
|