от автора  

Пространство

Традиционная китайская культура придавала особое значение строению пространства. Его неоднородность коренилась в соотнесении сторон света с пятью первоэлементами. На востоке господствовала молодая положительная сила ян (дерево), обретавшая зрелость на юге (огонь) и уравновешивавшаяся отрицательной силой инь в центре (земля). Инь набирала мощь на западе (металл) и достигала зрелости на севере (вода). По этому север воспринимался как царство холода и мрака, откуда совершают набеги дикие кочевники и приходят демонические существа ("врата демонов" - северо-восток). Юг же - источник светлой и горячей силы ян. Данные представления отразились в планировке китайских городов: они возводились строго по квадрату с главными воротами на юге. Лицом к югу восседал на троне император, на юг выходили двери всех домов в Китае.
Сначала китайцы считали небо круглым, а землю квадратной. Позднее утвердилось понимание того, что небо - пустое пространство, в котором разлита живительная энергия ци. Христианские миссионеры, прибывшие в Китай на рубеже XVI-XVII вв., сочли отсутствие у китайцев представлений о небесной тверди (таковые, впрочем, прослеживаются в древнейших текстах) безумием. И это в то время, когда в самой Европе от подобной идеи начали отказываться! Два представления - о круглом небе и небесной пустоте - в целом мирно сосуществовали, и, похоже, никого особенно не беспокоила необходимость их сближения или согласования. Не задавалась китайская культура и вопросом о конечности или бесконечности Вселенной. Беспредельность (у цзи) мыслилась как способность ци к бесконечным превращениям. А мир "десяти тысяч вещей-существ" молчаливо признавался конечным.

Небо

Небо - тотальное, полное воплощение заряда ян, или мужского начала. Земля - наибольшее соответствие инь, женскому началу. При этом имеется в виду земля (ди) как противоположность небу. Земля как почва (ту) знаменует гармонию Инь и Ян.
Существовали и иные модели мироздания. Одна из наиболее оригинальных была предложена астрономом, математиком и поэтом Чжан Хэном (78-139). Она называлась хунь-дунь (хаос, намёк на даосское первоединое, метафорически изображавшееся в виде мирового яйца). По модели Чжан Хэна, мир подобен яйцу с шарообразной землёй в центре в качестве желтка. А философ Цзоу Янь (IV- III в. до н. э.) утверждал, что земной мир (Поднебесная) представляет собой квадрат со стороной 27 тыс. китайских вёрст (ли; для эпохи Цзоу Яня она составляла приблизительно 480 м).
Среди древнекитайских мыслителей было принято считать, что Китай разделён на девять областей, с которыми соотносятся девять созвездий: четыре из них по основным сторонам света и четыре - по промежуточным, девятое в центре.

Великий Ком
Жизнь - благо, смерть - зло
Как возникла Вселенная
Китайский календарь
Множественность душ
Первоначало
Пространство
Религия в Древнем Китае
Смерть как перерождение
Смерть как фикция
Учение о жизни и смерти
Учение о мире
Человек и космос
 
Римско-греческий пантеон богов
Пантеон Славянских богов
Кельтская мифология
Скандинавская мифология
Мифология Индии
Мифология и философия Китая
Литература
Hosted by uCoz