Духовное освобождение
Стремление к
обретению духовного освобождения - мокши не
вполне вписывается в схему жизненных целей.
Индийцы, говоря о варгах, обычно подразумевают
не четыре, а только три из них, т. е. исключают
мокшу. Строго говоря, мокша и не может быть
жизненной целью. Ведь она находится вне кармического
круговорота, за пределами и жизни, и смерти.
Человек, ставящий своей целью мокшу, стремится
преодолеть привязанности к мирским ценностям,
а значит, к артхе и каме. А также в принципе
и к дхарме, поскольку соблюдение дхармы связывает
с сансарой.
Мокша (или её аналоги - кайвалья, нирвана) -
это высшая и абсолютная цель. О том, что она
собой представляет и как её достичь, говорили
почти все религиозно-философские учения Индии,
начиная с упанишад. Отринув тягу к земным вещам,
человек устремляется к абсолютной истине, подлинному
источнику бытия. Так он избавляется от бесконечной
череды перерождений, от кармы. Подобно тому
как реки текут к океану и растворяются, впадая
в него, человек, освобождаясь, "вливается"
в бездну абсолютного.
Отбросить привязанности можно двумя способами.
Один состоит во внешнем отказе от всего, уходе
в пустыню или в лесную глушь. Второй - во внутреннем
отказе, когда человек, оставаясь в мире, на
самом деле отрешён от него и постоянно сосредоточен
на божественном совершенстве. Впервые столь
отчётливо противопоставила внутреннее отречение
внешнему "Бхагавадгита".
В санкхье и йоге мокша понималась как пребывание
освобождённого чистого духа "внутри себя
самого". В адвайта-веданте - как растворение
индивидуального духа в Брахмане, чья природа
- высшее блаженство. В других же школах веданты
- как свобода и блаженство вечной целостной
души в Боге. Освобождение может быть обретено
при жизни (дживанмукти). Тогда оно подразумевает
внутреннее озарение сознания, просветлённое
познание истинной сути мира. Или же оно наступает
с окончанием жизненного срока (парамукти), когда
на пути в абсолютный мир сбрасываются последние
помехи в виде материального тела.
Мокша описывается неопределённо - прежде всего
потому, что нет подходящих для этого слов. Но
описаний способов движения к вечности существует
предостаточно. Эти пути можно подразделить на
такие, которые реализуются практикующим самостоятельно,
и такие, которые зависят от другого существа.
Последователями первых были, например, раннебуддийские
монахи. Когда Будда уходил в нирвану, он напутствовал
собрание своих единомышленников словами: "Будьте
сами себе светильниками!". Не обращаясь
за помощью к высшим силам и надеясь только на
себя, буддийский монах занимается духовным трудом,
постепенно приближаясь к нирване. Пожалуй, наиболее
популярны среди "самостоятельных"
способов духовного освобождения те, что опираются
на йогу.
Иные пути освобождения связаны с верой в могущественных
и сострадающих существ, способных помочь душе.
Это, в частности, характерно для последователей
движения бхакти. А в буддизме махаяны простые
верующие возносят свои молитвы будде Амитабхе.
По их убеждению, одного призыва к этому милосердному
будде достаточно для того, чтобы с его помощью
оказаться в прекрасном раю Сукхавати. Это особенный
рай. Из него нет возврата в сансару. Попадая
туда, верующий продолжает заниматься созерцательными
и молитвенными практиками, дабы через какое-то
время перейти в нирвану.
Ещё более древними, чем йога, являются аскетические
упражнения. Суровые подвижники (тапасьи) уходили
в глухие места и подвергали свою плоть жестоким
испытаниям, "выжигая" из неё привязанности
и желания. Они сидели в раскалённый зной меж
"пяти огней" (разжигали вокруг себя
четыре костра, а пятым был "костёр"
солнца). В дождливый сезон они постоянно пребывали
под струями дождя. Они учились не моргая смотреть
на светило или стояли месяцами и даже годами
на одной ноге. Другие ограничения касались питания
(могли есть очень редко либо принимать совершенно
несъедобную пищу), одежды (многие аскеты ходили
совершенно нагими), крова, общения с людьми
и т. п. Аскетические подвиги занимают важное
место в джайнизме.
Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (623-544
до н. э.), получивший имя Будда, лично прошёл
через такие практики, но потом отказался от
них как от слишком радикальных. Впоследствии
он систематизировал духовные приёмы своего учения
в виде "благородного восьмеричного пути".
В него входят: правильное воззрение, правильная
решимость, правильная речь, правильное поведение,
правильный образ жизни, правильное усилие, правильное
памятование, правильная медитация. Именно медитативные
упражнения считались наиболее эффективным средством.
С помощью медитаций буддисты взращивали в себе
так называемые четыре безмерных качества: любовь,
сострадание, сорадование и уравновешенность.
Тантристы, стремясь соединиться с Брахманом,
который они понимали как нерасторжимую целостность
Шивы и Шакти, проводили подчас шокирующие ритуалы.
Например, сексуальные практики. Как считалось,
посредством сакрального секса партнёры отождествлялись
с женским (Шакти) и мужским (Шива) аспектами
единого бога. Тантристы отправляли и магические
обряды, такие, как психическая расправа с врагом
или подчинение его своей воле, создание безопасного
энергетического щита для защиты от негативных
влияний и др. Тем не менее основными в их арсенале
были всё-таки йогические практики медитации,
особенно техника визуализации (внутреннего созерцания
образов). Обычному сознанию присуща двойственность.
Оно отделяет и отличает себя (субъект) от того,
на что оно направлено (объект). Такая позиция
мешает познавать высшую истину, в которой подобной
двойственности нет. Вот почему тантристы, а
также последователи многих других учений стремились
преодолевать различие между субъектом и объектом.
Тантрист выстраивал в своём уме довольно сложную
динамику образов, чтобы создать полное ощущение
их реальности и возможности воссоединиться с
ними. Совпадение с Абсолютом предусматривало
овладение универсальной космической энергией,
пронизывающей всё мироздание. Отсюда и опасность
тантрических техник. Они высвобождают мощную
энергию, которая способна погубить практикующих
при неверном её использовании.
Некоторые духовные системы решали проблему освобождения
самым радикальным образом - осознанно расставаясь
с жизнью. Подобная традиция религиозного самоубийства
распространена среди джайнов. Хотя она и не
носит характера предписания, всё-таки остаётся
влиятельной. К самоубийству прибегают в тот
момент, когда исчерпаны все остальные виды совершенствования.
Либо же когда вокруг создаётся неблагоприятная
ситуация, например царят голод или эпидемия.
В этих случаях джайнский аскет принимает обет
отказа от пищи и воды (саллекхана) и постепенно
угасает. По мере того как затухает жизнь, развязываются
многочисленные кармические узы, опутывающие
джайна.
САМОУБИЙСТВО И САКРАЛЬНОСТЬ
ЖИЗНИ
Практика самоубийства
известна в Индии достаточно давно. Уже у индоариев
до их прихода в эту страну существовал исчезнувший
позже обычай сжигать вместе с умершим главой
семьи его супругу. О случаях самоубийств вдов
в древности сообщают греки, рассказывавшие о
походе Александра Македонского в Индию, а также
индийский эпос. Считается, что убиение самого
себя во имя высокой цели вознаграждает человека
в будущем. Подобное действие может рассматриваться
как собственное жертвоприношение - это очень
древний мотив, восходящий к ведическим временам.
Например, преступник соглашался на самоубийство
и приносил себя в жертву перед изображением
божества.
Интересно, что на фоне расцвета подобных обычаев
(к которым можно добавить и сати - самосожжение
вдовы) развивалась идея сакральности самой жизни.
Укрепление этой идеи во многом связано с теми
же джайнами. Джайнизм даже называли религией
ахимсы (буквально "неубийство"), настолько
важной для него была данная заповедь. Его последователи
верили в то, что во Вселенной существует бесчисленное
множество душ. Души пронизывают все её уголки:
они обитают даже в огне, земле, воздухе и воде.
Можно сказать, что джайнизм придерживался идеи
панпсихизма, или всеобщей одушевлённости. Причинение
вреда живым существам, даже совершенно незаметным,
- большой грех. Из-за него душа "облипает"
кармической субстанцией (джайны представляли
себе карму в виде особого рода материи). В результате
душа теряет свои исконные качества - всезнание,
всевидение и др. Особенно щепетильны джайны
по отношению к самым мелким из наших "меньших
братьев" - насекомым. Джайнские монахи
пьют процеженную воду, закрывают рот повязкой.
Выходя на улицу, они обязательно подметают дорогу
перед собой метёлками. Всё для того, чтобы даже
случайно не уничтожить какую-нибудь букашку.
В день рождения основоположника джайнизма Джины
Махавиры (599 - 527 до н. э.) по всей Индии
закрываются скотобойни - в знак уважения к взглядам
этого пророка.
Идея ахимсы, особенно после того как её подхватил
индуизм, глубоко укрепилась в сознании индийцев.
Она стала ярким выражением присущейим терпимости.
Именно благодаря этой идее начиная со Средних
веков усиливается обычай вегетарианства. Многие
индийцы отказываются от животной пищи из этических
и религиозных соображений (а вовсе не ради здорового
образа жизни, как иногда считается). Идея ахимсы
удачно соединилась с представлениями о целостности
мира. Ведь те души, которые сейчас пребывают
в телах животных, вполне возможно, некогда были
людьми. Они достойны сострадания. Тот же, кто
относится к ним жестоко, сам может оказаться
на их месте.
|