Представления о мире
Древнейшие индийские
представления о структуре мира, отражённые в
Ригведе, сравнительно просты. Существуют две
мировые сферы - небо и земля. Их представляют
либо как две громадные чаши, повёрнутые друг
к другу, либо как два колеса на концах оси.
На небе обитают божества и предки, там движутся
солнце, луна и звёзды. Расстояние от земли до
неба таково, что его не покроет и птица, уверяет
Ригведа. Эта схема часто комбинируется с другой,
в которой к паре небо - земля добавляется ещё
один элемент, помещаемый между ними, - атмосфера,
воздушное пространство. Подобная тройственная
схема мироздания называется "трилока"
("три мира"). Мир упорядочен благодаря
безличному мировому закону - рите. Ему подчиняются
даже боги. Рита обеспечивает всему наилучшее
место и даёт истинное предназначение. Постепенно
в религиозном сознании усиливается значение
противоборства божеств и демонических существ
(асуров). В связи с этим трёхчастная структура
мира приобретает иной характер. Вместо атмосферы
средним элементом становится земля, а ниже её
помещается подземная область. Идею риты сменяет
идея кармы, разговор о которой ещё впереди.
Согласно индуистским мифам, Вселенная представляет
собой яйцо Брахмы (брахманда). Это яйцо поделено
на 21 область (по семь в каждом из трёх разделов
- верхнем, среднем и нижнем). Плоская земля
является нижней областью верхнего раздела. Над
землёй - шесть небес, одно другого краше. Выше
всех - мир Брахмы (брахмалока), самый великолепный
и блистающий. Под землёй располагаются семь
слоёв среднего мира - паталы, там живут мудрые
змееподобные духи - наги и некоторые другие
существа. Под паталой находится нарака, или
преисподняя, также имеющая семь слоёв разной
степени страдания. Чем ниже слой, тем больше
в нём мучений. Под адами, где существа расплачиваются
за совершённые преступные и порочные дела, живёт
великий змей Шеша, или Ананта ("вечный").
Пураны расходятся во мнениях о том, на чём зиждется
земля. Согласно одним сочинениям, её поддерживает
Шеша, который, в свою очередь, лежит на черепахе,
плывущей по первобытным водам. Как уверяют другие,
опорой земле служат четыре слона. Третьи полагают,
что земля лежит на плечах четырёх великанов,
и когда они сменяют плечо, происходят землетрясения.
Как всякое яйцо, брахманда имеет скорлупу, изолирующую
её от других миров. А их бесчисленное множество.
Таким образом, индуисты понимают универсум как
необъятную великую Вселенную, заполненную неисчислимыми
мирами.
Что касается самой земли, то она представлялась
в форме гигантского диска. В центре его находится
священная гора Меру, сложенная из золота и драгоценных
камней. Вокруг этой горы обращаются планеты
и звёзды, на неё ниспадает река Ганга, стекающая
по склону четырьмя потоками. По сторонам света
от Меру располагаются четыре континента (двипа),
отделённые океанами. Люди живут на южном континенте,
именуемом Джамбудвипа, поскольку его отличительный
признак - дерево Джамбу (розовая яблоня). По
словам Вишну-пураны, "плоды этого дерева
велики, как слоны. Когда они созревают и падают
на землю, то возникает река сока. Люди пьют
его и становятся довольными и здоровыми - не
потеют, не пахнут, не страдают от дряхлости
и болезней". Этот континент делится на
несколько областей. Южная, отделённая от других
Гималаями, называется Бхаратаварша (страна потомков
Бхараты) - это и есть собственно Индия. Бхаратаварша
считается лучшей из всех стран, поскольку только
здесь можно надеяться обрести духовное освобождение
или попасть на небеса в результате благочестивых
действий. Другие страны и области погружены
в состояние инертности и покоя, что препятствует
достижению окончательного освобождения. Согласно
другой схеме, вокруг Меру располагаются не четыре,
а семь материков, имеющих форму колец. Каждый
отделён от другого океаном. Содержимое этих
океанов разное: в первом - солёная вода, в другом
- патока, далее вино, топлёное масло, молоко,
простокваша, пресная вода.
|