от автора  

Как возникла вселенная

В китайских текстах можно найти много сложных моделей устройства Вселенной. Если вычленить из них главное, отвлекаясь от деталей и мифологических образов, получится знаменитая Схема Великого Предела (тай-цзи ту), созданная в 1017-1073 гг. Можно отнестись к этой схеме как к конспекту разных представлений о мире, существовавших в Древнем Китае.
Итак, в основе сущего находится Беспредельное (у цзи) - не что иное, как Изначальный Дух (юань шэнь), ци в тончайшей форме. Первоначало можно также назвать Хаосом (хунь-дунь), Единым (и) или Изначальным ци (юань ци). Оно абсолютно просто, лишено какой-либо структуры и формы (син), это фактически Отсутствие (у) или Отсутствие самого Отсутствия (у у).
Как же всё-таки из отсутствия возникает наличие? Развитие происходит в силу самой природы первоначала. Простое Беспредельное начинает приобретать своего рода двуполярную заряженность. Одна его, условно говоря, часть обретает положительный заряд (ян), а другая - отрицательный (инь). При этом пара ян - инь не представляет собой пример противоположных понятий, как добрый - злой, хороший - плохой. Противопоставление моральных категорий вообще чуждо китайской культуре. Ни одна из школ не говорила о вечной борьбе добра и зла, тем более не связывала какой-либо один принцип с добром, а другой - со злом. И "положительное", и "отрицательное" в данном случае - нейтральные понятия, как "плюс" и "минус" в метеосводке. Отрицательному соответствуют тьма, женственность, холод, покой, низина. Положительному - свет, мужественность, жар, движение, вершина. Таким образом, ци - единая сила Беспредельного - становится двойственной. Появляется отрицатель ное ци (инь-ци) и положительное (янци). Начинается бесконечный переход одного начала в другое, взаимообмен зарядами.
Один раз инь, один раз ян - это и есть Дао-Путь" - учит даосизм. Дао - регулятор перемен, норма, по которой они совершаются. В отрицательном сокрыто положительное, в положительном - отрицательное, они, как говорят китайские мыслители, "коренятся" друг в друге. Сила ян доходит до пика своей зрелости и перетекает в инь, которая в свою очередь переходит в ян. Такое состояние двуединого ци обозначается как Великий Предел (тай-цзи) и изображается в виде знаменитой Монады - круга с чёрной и белой каплевидными половинами. В каждой капле - точки противоположного цвета. Это символы потенциального наличия (возможности) отрицательного в положительном и положительного в отрицательном.
Процесс перехода ян в инь и инь в ян состоит из пяти фаз, или пяти первоэлементов (у син): дерево, огонь, земля, металл, вода. Дерево - зарождающееся ян, огонь - зрелое ян, земля - равновесие того и другого, металл - зарождающееся инь, вода - зрелое инь (затем снова дерево - зарождение ян и т. д.). Существует и строгий порядок взаимопреодоления. Дерево преодолевается металлом, металл - огнём, огонь - водой, вода - землёй, земля - деревом.
Следующий этап - появление всех родов сущего, вещей и существ, живущих в соответствии с великим принципом перемен (и) и превращений (хуа). Каждый из первоэлементов представляет собой маркер определённого ряда явлений. Так китайская мысль устанавливает ряды соответствий между первоэлементами как определёнными состояниями ци и различными явлениями, воплощающими в себе эти состояния.
Философ Чжоу Дуньи так передаёт смысл эволюции: "Всё сущее есть лишь пять первоэлементов, пять первоэлементов есть лишь два проявления - инь и ян, два проявления есть лишь единый Великий Предел". Великий Предел есть лишь единое Изначальное ци, добавляют даосы.

 

Великий Ком
Жизнь - благо, смерть - зло
Как возникла Вселенная
Китайский календарь
Множественность душ
Первоначало
Пространство
Религия в Древнем Китае
Смерть как перерождение
Смерть как фикция
Учение о жизни и смерти
Учение о мире
Человек и космос
 
Римско-греческий пантеон богов
Пантеон Славянских богов
Кельтская мифология
Скандинавская мифология
Мифология Индии
Мифология и философия Китая
Литература
Hosted by uCoz