Как возникла вселенная
В китайских
текстах можно найти много сложных моделей устройства
Вселенной. Если вычленить из них главное, отвлекаясь
от деталей и мифологических образов, получится
знаменитая Схема Великого Предела (тай-цзи ту),
созданная в 1017-1073 гг. Можно отнестись к
этой схеме как к конспекту разных представлений
о мире, существовавших в Древнем Китае.
Итак, в основе сущего находится Беспредельное
(у цзи) - не что иное, как Изначальный Дух (юань
шэнь), ци в тончайшей форме. Первоначало можно
также назвать Хаосом (хунь-дунь), Единым (и)
или Изначальным ци (юань ци). Оно абсолютно
просто, лишено какой-либо структуры и формы
(син), это фактически Отсутствие (у) или Отсутствие
самого Отсутствия (у у).
Как же всё-таки из отсутствия возникает наличие?
Развитие происходит в силу самой природы первоначала.
Простое Беспредельное начинает приобретать своего
рода двуполярную заряженность. Одна его, условно
говоря, часть обретает положительный заряд (ян),
а другая - отрицательный (инь). При этом пара
ян - инь не представляет собой пример противоположных
понятий, как добрый - злой, хороший - плохой.
Противопоставление моральных категорий вообще
чуждо китайской культуре. Ни одна из школ не
говорила о вечной борьбе добра и зла, тем более
не связывала какой-либо один принцип с добром,
а другой - со злом. И "положительное",
и "отрицательное" в данном случае
- нейтральные понятия, как "плюс"
и "минус" в метеосводке. Отрицательному
соответствуют тьма, женственность, холод, покой,
низина. Положительному - свет, мужественность,
жар, движение, вершина. Таким образом, ци -
единая сила Беспредельного - становится двойственной.
Появляется отрицатель ное ци (инь-ци) и положительное
(янци). Начинается бесконечный переход одного
начала в другое, взаимообмен зарядами.
Один раз инь, один раз ян - это и есть Дао-Путь"
- учит даосизм. Дао - регулятор перемен, норма,
по которой они совершаются. В отрицательном
сокрыто положительное, в положительном - отрицательное,
они, как говорят китайские мыслители, "коренятся"
друг в друге. Сила ян доходит до пика своей
зрелости и перетекает в инь, которая в свою
очередь переходит в ян. Такое состояние двуединого
ци обозначается как Великий Предел (тай-цзи)
и изображается в виде знаменитой Монады - круга
с чёрной и белой каплевидными половинами. В
каждой капле - точки противоположного цвета.
Это символы потенциального наличия (возможности)
отрицательного в положительном и положительного
в отрицательном.
Процесс перехода ян в инь и инь в ян состоит
из пяти фаз, или пяти первоэлементов (у син):
дерево, огонь, земля, металл, вода. Дерево -
зарождающееся ян, огонь - зрелое ян, земля -
равновесие того и другого, металл - зарождающееся
инь, вода - зрелое инь (затем снова дерево -
зарождение ян и т. д.). Существует и строгий
порядок взаимопреодоления. Дерево преодолевается
металлом, металл - огнём, огонь - водой, вода
- землёй, земля - деревом.
Следующий этап - появление всех родов сущего,
вещей и существ, живущих в соответствии с великим
принципом перемен (и) и превращений (хуа). Каждый
из первоэлементов представляет собой маркер
определённого ряда явлений. Так китайская мысль
устанавливает ряды соответствий между первоэлементами
как определёнными состояниями ци и различными
явлениями, воплощающими в себе эти состояния.
Философ Чжоу Дуньи так передаёт смысл эволюции:
"Всё сущее есть лишь пять первоэлементов,
пять первоэлементов есть лишь два проявления
- инь и ян, два проявления есть лишь единый
Великий Предел". Великий Предел есть лишь
единое Изначальное ци, добавляют даосы.
|