Множественность душ
Китайская философия
переняла из народных верований идею множественности
душ. Такие представления свойственны первобытным
культурам. В Китае они проявились в учении о
двух типах душ - разумных душах (хунь) и животных
душах (по). Первые связывались с сознательными,
интеллектуальными способностями человека; обычно
душ хунь насчитывалось три. Вторые (их, как
правило, семь) соотносились с жизнедеятельностью
организма. Например, обморок считался состоянием,
при котором разумные души покидают тело, а животные
продолжают в нём действовать. Души хунь воспринимались
как тонкие состояния положительно (ян) заряженного
ци, души по - как тонкие отрицательно (инь)
заряженные состояния ци. При таком понимании
именно тело оказывается началом, объединяющим
разнородные души. Его гибель ведёт к их распаду
(при сохранении самого ци в качестве основы).
Но сразу после кончины человека наборы душ обоих
типов продолжают существовать независимо от
тела. Души хунь образуют дух (шэнь), души по
- призрак (гуй). Шэнь - понятие, обозначающее
дух, духовное начало. Гуй - призрак, привидение.
Он может являться живым людям и причинять им
зло. Его происками часто объясняли насильственную
смерть - сюжет, чрезвычайно популярный в китайской
повествовательной прозе. И светлый дух шэнь,
и тёмный призрак гуй существуют вне тела недолго.
У людей, живших активной интеллектуальной и
духовной жизнью, этот срок больше.
После разрушения и разложения тела души также
разрушаются. Шэнь рассеивается в небесном ци,
включаясь во вселенский процесс перемен; по
уходит под землю, в мир Жёлтых Источников. Там
она влачит тенеподобное существование или растворяется
в земном ци. Простые китайцы верили, что духи
умерших обитают в нашем, а не в подземном мире.
Против этого активно возражал скептик Ван Чун.
Он заявил, что в таком случае мир давно был
бы забит духами и люди сталкивались бы с ними
на каждом шагу.
Буддийские философы не разделяли мнения о множественности
душ. Им душа представлялась в качестве совокупности
дхарм. Но в Китае теория дхарм постепенно отошла
на задний план. Сердце китайского буддизма -
учение о природе Будды как универсальной для
всех вещей. А в народном буддизме торжествовали
традиционно китайские представления о душе.
|