Учение о жизни и смерти
"Жизнь
- лишь плавание по течению, смерть - всего только
отдых в пути". Эта фраза из знаменитой
оды "Птица смерти" Цзя И (III-II вв.
до н. э.) может служить эпиграфом к рассказу
о том, как представляла жизнь и смерть традиционная
китайская культура.
В Китае не встречалось каких-либо учений о бессмертии
души, сопоставимых с христианскими или античными.
В добуддийский период не существовало и представлений
о перевоплощении или перерождении. Вместе с
тем жизнь, её продление, долголетие и даже бессмертие
всегда относились к высшим ценностям. Это видно
уже по надписям на иньской и чжоуской бронзе
(II-I тысячелетия до н. э.). Можно выделить
четыре варианта понимания явления "жизнь
- смерть".
Жизнь и смерть - две непременные фазы единого
процесса перемен. Смерти вообще нет - это лишь
одна из множества метаморфоз, которые и составляют
сущность жизни. Жизнь есть безусловное благо,
величайшее среди всех благ. Смерть есть зло,
и её надо преодолеть.
После того как буддизм был адаптирован к традиционному
китайскому обществу и стал органической составляющей
китайской культуры, утвердился взгляд на смерть
как на событие, определяемое кармой человека.
Вслед за смертью следует новое рождение.
Что касается народной культуры, то в ней господствовали
в значительной степени иные взгляды на жизнь
и смерть. Они включали в себя самые разнородные
представления, начиная от веры в присутствие
духов предков в мире и кончая идеями воздаяния
и загробного суда. Позднее народная культура
легко восприняла и буддийское учение о перерождениях.
В Китае, в отличие от древних Средиземноморья
и Индии, не сформировалось представление о той
или иной форме духовного бессмертия в загробном
мире. Почему?
Китайская философия переняла из народных верований
идею множественности душ. Такие представления
свойственны первобытным культурам. В Китае они
проявились в учении о двух типах душ - разумных
душах (хунь) и животных душах (по). Первые связывались
с сознательными, интеллектуальными способностями
человека; обычно душ хунь насчитывалось три.
Вторые (их, как правило, семь) соотносились
с жизнедеятельностью организма. Например, обморок
считался состоянием, при котором разумные души
покидают тело, а животные продолжают в нём действовать.
Души хунь воспринимались как тонкие состояния
положительно (ян) заряженного ци, души по -
как тонкие отрицательно (инь) заряженные состояния
ци. При таком понимании именно тело оказывается
началом, объединяющим разнородные души. Его
гибель ведёт к их распаду (при сохранении самого
ци в качестве основы). Но сразу после кончины
человека наборы душ обоих типов продолжают существовать
независимо от тела. Души хунь образуют дух (шэнь),
души по - призрак (гуй). Шэнь - понятие, обозначающее
дух, духовное начало. Гуй - призрак, привидение.
Он может являться живым людям и причинять им
зло. Его происками часто объясняли насильственную
смерть - сюжет, чрезвычайно популярный в китайской
повествовательной прозе. И светлый дух шэнь,
и тёмный призрак гуй существуют вне тела недолго.
У людей, живших активной интеллектуальной и
духовной жизнью, этот срок больше.
Религия Древнего Китая в значительной степени
оставалась архаичной, сводилась к вере в духов.
Модели загробного существования сохраняли по
преимуществу анимистический характер. Кроме
того, китайская культура не знала инородности
духа и материи, а значит, не предполагала возможности
существования духа как особой бессмертной сущности.
Если она и могла допустить бессмертие, то не
только духовное, но и физическое. Наконец, Вселенная
понималась как поток непрестанных трансформаций
(и), а в I в. окончательно утвердилось представление
о едином ци, постоянно меняющем свои формы.
При таком подходе жизнь и смерть могли рассматриваться
лишь как искусственно выделяемые понятия. Они
обозначают начало и конец неустойчивого существования
тех или иных форм либо состояний ци.
Посмертное воздаяние
Специфически
решался в древнекитайской религии вопрос о посмертном
воздаянии. Ранняя религиозная традиция не знала
учения о загробной каре за грехи. Наказание
мыслилось как явление земное: сокращение провинившемуся
срока жизни или возложение его вины (в случае
её безмерности) на потомков вплоть до седьмого
колена (перенесение ответственности). Эти воззрения
отчасти схожи с положениями Ветхого Завета.
По Библии, Бог карает за грехи человека его
потомков вплоть до третьего или четвёртого поколения.
Только на заре новой эры подобные представления
начинают зарождаться; а приход буддизма резко
ускорил их созревание и развитие. Буддизм дополнил
традиционные китайские представления учением
о карме, перерождениях и возможности обретения
блаженной жизни в блаженных мирах.
Тело-жилище духа
Наличие (ю)
рождается из отсутствия (у), а телесная форма
(син) устанавливается, следуя за духом (шэнь).
Наличие - дворец отсутствия. Тело - жилище духа.
Их связь можно уяснить с помощью образа плотины:
когда плотина разрушается, то и воды в запруде
не остаётся. Другой образ - свеча: когда воск
истаял, огонь уже не горит. Если ци исчерпывается,
жизнь заканчивается. Когда корень засыхает,
ветви никнут, а если это так, то и дерево навсегда
перестаёт зеленеть. Когда ци терпит ущерб, а
желания торжествуют, энергетическая одухотворённость
(цзин шэнь) отделяется от тела.
Гэ-хун.
|