Религия в Древнем Китае
Если Индия -
царство религий, то Китай являет собой цивилизацию
иного типа. Истинный китаец выше всего ценил
как раз материальную оболочку, то есть свою
жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками
здесь считались прежде всего те, кто учил жить
достойно и в соответствии с принятой нормой,
жить ради жизни.
В Китае тоже есть высшее божественное начало
- Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не
Иисус, не Аллах, не Будда. Это высшая верховная
всеобщность, строгая и безразличная к человеку.
Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно
подрожать. В системе китайской мысли существовали,
кроме Неба, и Будда, и Дао.
Жрецов Древний Китай не знал. Обязанности первосвященника
в ритуалах исполнял сам правитель, а функции
ассистировавших ему жрецов выполняли служившие
правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники в первую
очередь были чиновниками гос.аппарата, помощниками
правителя. Жреческие функции они обычно выполняли
в дни обрядов и жертвоприношений.
Конфуций и конфуцианство
Конфуций (551-479гг.
до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших социальных
и политических потрясений, когда Китай находился
в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив
с критикой своего века и высоко ставя века минувшие,
Конфуций на основе этого противопоставления
создал свой идеал совершенного человека - цзюнь-цзы.
Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать
двумя важнейшими в его представлении достоинствами:
гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы
безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам
и материальной выгоде.
"Благородный человек" Конфуция - умозрительный
социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей.
Общество должно состоять из двух основных категорий:
верхов и низов - тех, кто думает и управляет,
и тех, кто трудится и повинуется. Такой социальный
порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства
- Мэн-цзы считали вечным и неизменным.
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало
и то, что это учение базировалось на слегка
изменённых древних традициях, на привычных нормах
этики и культа.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство
стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство
- это также и политика, и административная система,
и верховный регулятор экономических и социальных
процессов - основа всего китайского образа жизни.
В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство
формировало умы и чувства китайцев, влияло на
их убеждения, психологию, поведение, мышление,
речь.
Даосизм
Даосизм возник
в Китае практически одновременно с учением Конфуция
в виде самостоятельной философской доктрины.
Основателем философии даосов считается древнекитайский
философ Лао-цзы. В центре доктрины - учение
о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао
господствует везде и во всём, всегда и безгранично.
Его никто не создал, но всё происходит от него.
Познать Дао, следовать ему, слиться с ним -
в этом смысл, цель и счастье жизни.
Китайский буддизм
Буддизм проник
в Китай из Индии. Распространяясь и укрепляясь,
буддизм подвергался значительной китаизации.
Уже в IV веке китайские буддисты, пытались доказать,
что Будда - воплощение Дао. Дао-ань - первый
известный китайский патриарх буддизма. Он ввёл
для китайских буддистов-монахов фамильный знак
Ши. Вторым после Дао-аня авторитетом китайских
буддистов был Хуэй-юань. Китаизация буддизма
в его деятельности проявилась в установлении
культа Будды Запада-Амитабы. Буддизм просуществовал
в Китае почти 2 тысячелетия. Он оказал огромное
воздействие на традиционную китайскую культуру
(искусство, литература, архитектура).
|