от автора  

Человек и космос

Слово "вещь" в Китае относили не только к неодушевлённым предметам, но также к животным и даже к людям. В христианской культуре назвать человека вещью крайне оскорбительно. С точки зрения христианина, человек сотворён по образу и подобию Божьему, а животные (тем более вещи) - нет. Однако контекст китайской культуры иной. Она практически стирала различие между живым и неживым. Всё в мире представляет собой потоки ци, принимающей разные формы. Вселенная - общее тело, образуемое потоками вечно изменчивой энергии, и, если это так, можно ли выделить нечто совершенно неживое и неодушевлённое?
Традиционное китайское понимание "вещи" коренным образом отличалось и от древнегреческого. У греков, по замечанию немецкого философа Мартина Хайдеггера, вещь мыслилась прежде всего как средство, то, что человек использует. В китайском понимании вещь - событие (нечто случившееся в переменчивом мире, ограниченное в пространстве и времени) и со-бытие (сосуществование, взаимодействие) с другими вещами. Находясь в самих себе, вещи являются только вещами без какой-либо прагматической нагрузки: горы - это горы, воды - только воды.
Так как китайской культуре чуждо противопоставление вещности и духовности, представление о человеке как о вещи вполне гармонично сосуществует с признанием за человеком особого места в мироздании. Человек, с одной стороны, рассматривается как одна из вещей-существ космоса, а с другой - выделяется из этого множества и ставится в один ряд с господствующими силами Вселенной - Небом и Землёй. Так образуется космическая триада (сань цай): Небо, Земля, Человек. В ней человек занимает центральное положение посредника и объединяющего начала. Он связывает воедино Небо и Землю (на это, по китайским представлениям, указывает и его прямохождение, сама вертикальность нашего тела). Человек обеспечивает эту связь потому, что является микрокосмом ("маленьким Небом и Землёй; сяо тяньди), отражающим в себе и включающим в себя всё многообразие природы. При этом человек может преодолеть свою "отключённость", "от дельность" от мира и слиться с телом (ти) космоса, образовать единое целое со всем сущим. Современные философы-постконфуцианцы (Фэн Юлань, Лян Шумин и др.) считают знаменитую фразу древнего конфуцианца Мэн-цзы "Человек и Небо едины и гармоничны" девизом и итогом всей китайской философской мысли. Человек - член мировой триады и её объединяющий принцип. Он тот, благодаря кому Вселенная обретает целостность.

 

Великий Ком
Жизнь - благо, смерть - зло
Как возникла Вселенная
Китайский календарь
Множественность душ
Первоначало
Пространство
Религия в Древнем Китае
Смерть как перерождение
Смерть как фикция
Учение о жизни и смерти
Учение о мире
Человек и космос
 
Римско-греческий пантеон богов
Пантеон Славянских богов
Кельтская мифология
Скандинавская мифология
Мифология Индии
Мифология и философия Китая
Литература
© Новодугинская муниципальная средняя общеобразовательная школа, 2008
Hosted by uCoz