Человек и космос
Слово "вещь"
в Китае относили не только к неодушевлённым
предметам, но также к животным и даже к людям.
В христианской культуре назвать человека вещью
крайне оскорбительно. С точки зрения христианина,
человек сотворён по образу и подобию Божьему,
а животные (тем более вещи) - нет. Однако контекст
китайской культуры иной. Она практически стирала
различие между живым и неживым. Всё в мире представляет
собой потоки ци, принимающей разные формы. Вселенная
- общее тело, образуемое потоками вечно изменчивой
энергии, и, если это так, можно ли выделить
нечто совершенно неживое и неодушевлённое?
Традиционное китайское понимание "вещи"
коренным образом отличалось и от древнегреческого.
У греков, по замечанию немецкого философа Мартина
Хайдеггера, вещь мыслилась прежде всего как
средство, то, что человек использует. В китайском
понимании вещь - событие (нечто случившееся
в переменчивом мире, ограниченное в пространстве
и времени) и со-бытие (сосуществование, взаимодействие)
с другими вещами. Находясь в самих себе, вещи
являются только вещами без какой-либо прагматической
нагрузки: горы - это горы, воды - только воды.
Так как китайской культуре чуждо противопоставление
вещности и духовности, представление о человеке
как о вещи вполне гармонично сосуществует с
признанием за человеком особого места в мироздании.
Человек, с одной стороны, рассматривается как
одна из вещей-существ космоса, а с другой -
выделяется из этого множества и ставится в один
ряд с господствующими силами Вселенной - Небом
и Землёй. Так образуется космическая триада
(сань цай): Небо, Земля, Человек. В ней человек
занимает центральное положение посредника и
объединяющего начала. Он связывает воедино Небо
и Землю (на это, по китайским представлениям,
указывает и его прямохождение, сама вертикальность
нашего тела). Человек обеспечивает эту связь
потому, что является микрокосмом ("маленьким
Небом и Землёй; сяо тяньди), отражающим в себе
и включающим в себя всё многообразие природы.
При этом человек может преодолеть свою "отключённость",
"от дельность" от мира и слиться с
телом (ти) космоса, образовать единое целое
со всем сущим. Современные философы-постконфуцианцы
(Фэн Юлань, Лян Шумин и др.) считают знаменитую
фразу древнего конфуцианца Мэн-цзы "Человек
и Небо едины и гармоничны" девизом и итогом
всей китайской философской мысли. Человек -
член мировой триады и её объединяющий принцип.
Он тот, благодаря кому Вселенная обретает целостность.
|