Великий Ком
В даосских философских
текстах ("Чжуан-цзы" и др.) противоположные
понятия "жизнь" - "смерть"
часто рассматриваются в связи с другой парой
"сон" - "бодрствование".
Это выражает общую идею Чжуан-цзы (автор одноимённого
текста), который стоял на позиции "уравнивания
сущего". Мыслитель отрицал какие-либо реальные
границы и различия между вещами. Реально лишь
единое целое, Великий Ком (да куай). Целое объемлет
все кажущиеся противоположности. Границы между
жизнью и смертью, сном и бодрствованием, прекрасным
и безобразным относительны и иллюзорны. Свою
призрачную реальность они обретают лишь благодаря
человеческому рассудку. Он искусственно делит
реальность, вносит в Великий Ком границы, оппозиции,
противопоставления. Рассудок всё систематизирует,
раскладывает по полочкам, отделяет одно от другого.
В "Чжуан-цзы" есть два фрагмента,
красноречиво выражающие эту позицию и касающиеся
проблемы жизнь - смерть. Во второй главе говорится:
поскольку мы не знаем природы смерти, мы не
можем утверждать, что, умерев, мы не будем сожалеть,
что держались за жизнь. Более того, автор даже
допускает, что смерть переводит людей в некий
родной им мир, утерянный при рождении: "Как
нам знать, не будет ли чувство умершего подобно
чувству человека, в детстве потерявшего свой
дом, а теперь наконец-то нашедшего дорогу обратно?".
Здесь же мыслитель допускает сравнение жизни
со сном, а смерти - с пробуждением: "Как
мне знать, не заблуждение ли привязанность к
жизни? Как мне знать, не похож ли страх смерти
на чувство человека, потерявшего в детстве родной
дом и не знающего, как туда вернуться?.. Откуда
мне знать, не раскаивается ли умерший, что он
хватался за жизнь?.. Когда спят, то не знают,
что они спят; во сне даже гадают по снам и,
лишь проснувшись, понимают, что то был сон.
Но есть и великое пробуждение, после которого
сознают, что прежде был великий сон. А глупцы
думают, что они бодрствуют, точно зная, кем
они являются: "Я - царь, я - пастух"
- так они уверены в своём знании себя. И ты,
и Конфуций - оба вы спите. И я, который говорю
вам, что вы спите, тоже сплю". В 18-й главе
даосский мудрец идёт ещё дальше и словами черепа
давно скончавшегося человека на предложение
воскресить его отвечает, что не променяет суету
и мелочность жизни на блаженство единения со
всем сущим, обретаемое в смерти. Такое блаженство
превосходит наслаждения земных владык и царей.
Однако идея обретения блаженства в смерти не
нашла своего развития в рамках даосской традиции.
Последняя становилась на позиции жизнеутверждения,
предаваясь поискам бессмертия, либо соглашалась
с учением о жизни и смерти как фазах перемен
и превращений единого сущего.
|