Смерть как фикция
Поскольку всё
сущее представляет собой лишь непрестанный процесс
перетекания форм и состояний ци, то вопрос о
смерти вообще может быть снят. Есть только переходы
от одних состояний к другим, но не уничтожение.
Конечно, конкретные формы и проявления исчезают.
Но исчезновения никак не затрагивают собственно
сущего. Только глупец, который отождествляет
своё "я" с тем или иным состоянием
сущего, может говорить о смерти. Для мудреца,
напротив, существует лишь радостное ожидание
нового приключения, удивительного превращения.
Он, например, может стать печенью мыши или лапкой
насекомого, даже тем и другим одновременно.
Поэт Цзя И писал:
Дорожит своей
жизнью глупец,
презирая других, лишь собою гордится,
но мудрец видит глубже: сущее
не обратится в ничто.
Подобного рода
фрагментов много и в даосских текстах, прежде
всего в "Чжуан-цзы". Один из самых
красноречивых повествует о том, как Чжуан-цзы
распевал песни, ударяя в таз, по сле смерти
своей жены. В это время его навестил друг и
оппонент философ Хуэй Ши, и удивился такому
поведению. Чжуан-цзы сказал: "Когда она
умерла, мог ли я поначалу не опечалиться? Скорбя,
я стал думать о том, чем она была вначале, когда
ещё не родилась. И не только не родилась, но
ещё не была телом. И не только не была телом,
но не была даже дыханием. Я понял, что она была
рассеяна в пустоте безбрежного Хаоса. Хаос превратился
- и она стала Дыханием. Дыхание превратилось
- и стало Телом. Тело превратилось - и она родилась.
Теперь настало новое превращение - и она умерла.
Всё это сменяло друг друга, как чередуются четыре
времени года. Человек схоронен в бездне превращений,
словно в покоях огромного дома. Плакать и причитать
над ним - значит не понимать судьбы. Вот почему
я перестал плакать". Подобная точка зрения
ведёт к отказу от отождествления личности с
индивидуальным и эфемерным "я" и к
восприятию себя как части всего сущего.
Идея всеединства нашла своё наиболее зрелое
выражение в китайском буддизме, а именно в школе
Хуаянь с её знаменитой интерпретацией канонического
буддийского текста "Аватамсака сутры"
(кит. "Хуаянь цзин"). Там говорится
о сети бога Индры из драгоценных камней. Каждый
камень содержит в себе все прочие, и сам содержится
во всех прочих каменьях. "Всё в Одном,
Одно во Всём, Всё во Всём, Одно в Одном"
- классическая формула всеединства. В нём для
смерти просто не остаётся места. При таком подходе
исчезает разница между даосизмом и буддизмом,
между Великим Комом "Чжуан-цзы" и
единым, абсолютным сознанием (и синь) Будды.
|