Китайский календарь
Китайский календарь,
основы которого закладывались во II-I вв. до
н. э., представлял собой систему сцепленных
друг с другом колёсиков-циклов. "Цикл великого
года", словно гигантское колесо, вращал
подсистемы из бесчисленных меньших "шестерёнок".
А самый общий цикл объединял все известные древним
китайцам пять планет - Меркурий, Венеру, Марс,
Юпитер и Сатурн (они соотносились с пятью первоэлементами).
В этот планетарный цикл входили:
1) цикл "великого парада планет",
равный 138 240 годам;
2) великий год, состоявший из 2 626 560 лет,
или 19 циклов "великого парада планет";
3) главная эпоха Великого Предела, насчитывавшая
23 639 040 лет, или 171 цикл "великого
парада планет". Это максимальное число
в календаре, которое делится на все остальные.
Смысл выделения эпохи Великого Предела состоит
в следующем. В её начале (полночь первого дня
первого года китайского века - 60-летнего цикла)
происходили одновременно новолуние и зимнее
солнцестояние. Именно таким днём являлось 24
декабря 104 г. до н. э., когда император У-ди
своим указом ввёл новый календарь. Солнце, Луна
и пять планет находятся в ночь таких суток на
одной линии, как "жемчужины на нитке ожерелья".
В китайском мире временные циклы повторяются
(видимо, предполагалось, что каждые 23 639 040
лет вновь наступает одно и то же мгновение).
Космос, однако, существует линейно: он не разрушается
и не воссоздаётся вновь. Хотя в XI в. н. э.
идея периодического разрушения и воссоздания
космоса стала известна китайцам из буддизма,
это не привело к пересмотру представлений об
историческом времени. Традиция сложилась как
незыблемая, освящённая высшими авторитетами.
Время и вечность
Тайна времени
мало занимала китайских мыслителей. Время понималось
ими как производное от циклических превращений
ци. Фазы циклов рассматривались как различные
состояния ци. Выражением таких состояний в природе
выступали четыре сезона, чередование разной
поры суток и т. д. Мир представал как бесконечный
и непрерывный изменчивый поток.
В европейской философии существует представление
о вечности как противоположности "дурной
бесконечности времени". Вечность неделима
на части, тогда как земное время дробится на
отрезки. Там, где время не длится, царят покой
и радость. Вечность есть вневременное "сейчас",
"мгновение пребывания" вне потока
перемен. Китайская мысль, прежде всего у мистиков
(даосов и буддистов, особенно приверженцев школы
Чань), развивалась в том же направлении. Последователь
чань-буддизма должен достичь просветления, в
единый миг постичь скрытую суть Вселенной. Но
в окончательном виде идею вневременной вечности
никто в Китае не сформулировал. Поэтому китайская
вечность есть лишь бесконечность становления,
изменения, трансформации сущего.
|