от автора  

Китайский календарь

Китайский календарь, основы которого закладывались во II-I вв. до н. э., представлял собой систему сцепленных друг с другом колёсиков-циклов. "Цикл великого года", словно гигантское колесо, вращал подсистемы из бесчисленных меньших "шестерёнок". А самый общий цикл объединял все известные древним китайцам пять планет - Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн (они соотносились с пятью первоэлементами). В этот планетарный цикл входили:
1) цикл "великого парада планет", равный 138 240 годам;
2) великий год, состоявший из 2 626 560 лет, или 19 циклов "великого парада планет";
3) главная эпоха Великого Предела, насчитывавшая 23 639 040 лет, или 171 цикл "великого парада планет". Это максимальное число в календаре, которое делится на все остальные.
Смысл выделения эпохи Великого Предела состоит в следующем. В её начале (полночь первого дня первого года китайского века - 60-летнего цикла) происходили одновременно новолуние и зимнее солнцестояние. Именно таким днём являлось 24 декабря 104 г. до н. э., когда император У-ди своим указом ввёл новый календарь. Солнце, Луна и пять планет находятся в ночь таких суток на одной линии, как "жемчужины на нитке ожерелья".
В китайском мире временные циклы повторяются (видимо, предполагалось, что каждые 23 639 040 лет вновь наступает одно и то же мгновение). Космос, однако, существует линейно: он не разрушается и не воссоздаётся вновь. Хотя в XI в. н. э. идея периодического разрушения и воссоздания космоса стала известна китайцам из буддизма, это не привело к пересмотру представлений об историческом времени. Традиция сложилась как незыблемая, освящённая высшими авторитетами.

Время и вечность

Тайна времени мало занимала китайских мыслителей. Время понималось ими как производное от циклических превращений ци. Фазы циклов рассматривались как различные состояния ци. Выражением таких состояний в природе выступали четыре сезона, чередование разной поры суток и т. д. Мир представал как бесконечный и непрерывный изменчивый поток.
В европейской философии существует представление о вечности как противоположности "дурной бесконечности времени". Вечность неделима на части, тогда как земное время дробится на отрезки. Там, где время не длится, царят покой и радость. Вечность есть вневременное "сейчас", "мгновение пребывания" вне потока перемен. Китайская мысль, прежде всего у мистиков (даосов и буддистов, особенно приверженцев школы Чань), развивалась в том же направлении. Последователь чань-буддизма должен достичь просветления, в единый миг постичь скрытую суть Вселенной. Но в окончательном виде идею вневременной вечности никто в Китае не сформулировал. Поэтому китайская вечность есть лишь бесконечность становления, изменения, трансформации сущего.

 

 

Великий Ком
Жизнь - благо, смерть - зло
Как возникла Вселенная
Китайский календарь
Множественность душ
Первоначало
Пространство
Религия в Древнем Китае
Смерть как перерождение
Смерть как фикция
Учение о жизни и смерти
Учение о мире
Человек и космос
 
Римско-греческий пантеон богов
Пантеон Славянских богов
Кельтская мифология
Скандинавская мифология
Мифология Индии
Мифология и философия Китая
Литература
Hosted by uCoz