Жизнь - благо, смерть - зло
Представление
о смерти как абсолютном зле наиболее отчётливо
передано в религиозном пласте даосизма, особенно
в "учении о бессмертных". Яркие суждения
на этот счёт содержатся в трактате Гэ Хуна "Баопу-цзы".
"Баопу-цзы сказал: "Среди существ,
сотворённых по средством трансформаций Великим
Гончаром, нет ни одного столь одухотворённого,
как человек. Самое меньшее из того, что он может
сделать, - это заставить служить себе всё сущее;
самое большее, что он может сделать, - это продлить
свою жизнь и обрести вечное видение. Тот, кто
знает высшее снадобье продления жизни, может,
принимая это снадобье, достичь состояния бессмертного"".
У некоторых даосов глубокое отвращение вызывала
перспектива оказаться во власти смерти. С древности
(по крайней мере с середины I тысячелетия до
н. э.) даосизм разрабатывал способы продления
жизни. Среди них разнообразные методы сексуальной
практики ("искусства внутренних покоев"),
дыхательные упражнения ("регуляция ци"),
гимнастические упражнения, медитации. Описанные
в текстах, они детально продуманы и очень сложны.
Но и самым ранним из них уже предшествует многовековой
опыт "пестования жизни". Каковы же
специфические признаки бессмертных? При обретении
состояния бессмертного меняется сама внешность
человека. У него заостряются или перемещаются
на макушку уши (можно вспомнить в этой связи
описания эльфов в кельтском фольклоре), становятся
квадратными или двойными зрачки. Тело покрывается
чешуёй, шерстью или перьями. Бессмертный приобретает
ряд удивительных способностей (от левитации
до умения одновременно пребывать в нескольких
местах и делаться невидимым). Он становится
столь же долговечным, как Небо и Земля.
В средневековых текстах выделяется до девяти
типов бессмертных. Самой распространённой является
трёхчленная классификация: небесные бес смертные,
земные бессмертные и бессмертные, освободившиеся
от трупа.
Первый тип бессмертных считается наивысшим.
К нему относятся те, кто вознёсся в астральные,
т. е. небесные, миры (Большая Медведица, Полярная
звезда) и занял определённый пост в иерархии
обитающих там существ. Впрочем, отнюдь не все
даосы стремились к вознесению. Дело в том, что
бессмертные по определению не умирают. По этому
все хорошие должности на небесах уже давно заняты
и никогда не освободятся (типично китайский
прагматизм).
Кроме того, многим даосам, следовавшим принципам
недеяния и естественности, идиллическая жизнь
среди гор и вод казалась предпочтительнее суеты
небесного двора.
Из трактата "Десять
вопросов"
Сочинение "Десять
вопросов" было найдено китайскими археологами
в местечке Мавандуй. Рукопись датируется II
в. до н. э., однако сам текст, видимо, старше
на два столетия. Вот несколько фрагментов из
него: "Прозревающие Великий Дао-Путь взмывают
в заоблачные выси, наверху достигают Яшмового
Града бессмертных, подобно воде, растекаются
в дальние дали, подобно дракону, они возносятся
вверх, они молниеносно-мгновенны, но силы их
неистощимы... У Чэн-цзы... как раз и был таким
бессмертным; У Чэн-цзы в своей жизни полностью
соответствовал четырём сезонам, Небо и Земля
в их постоянстве служили ему мерилом, У Чэн-цзы
существовал, слив воедино свою жизнь и превращения
сил инь - ян… Бессмертие инь - ян познав, У
Чэн-цзы таким же вечным стал, и все познавшие
Дао мужи тоже таковы…
Если утром заниматься дыхательными упражнениями,
то и ци, и тело укрепятся, семя и ци станут
подобны... воде, которая превращается в лёд,
укрепившись таким образом, и годы жизни надолго
продлятся. Дух будет находиться во внутренней
гармонии с телом, разумные и животные души хунь
и по царственно воссияют... пять вместилищ станут
крепкими и здоровыми, лик станет подобным нефриту
и светозарным, долголетие станет таким же, как
у Солнца и Луны, и человек окажется наделённым
наиболее совершенным ци Неба и Земли".
Что касается земных бессмертных, то они остаются
жить на земле или в так называемых славных горах
("пещерных небесах"). Это своего рода
параллельные миры. Проходом в них служат пещеры
знаменитых гор. Последователи даосской школы
Учения Совершенной Истины до сих пор уверены
в возможности встречи с бессмертными в даосских
храмах по определённым дням.
Бессмертных, освободившихся от трупа, относят
к низшей категории, поскольку процесс обретения
ими вечной жизни завершается только после смерти
и знаменуется воскресением. При этом в сохранности
должны остаться пять основных внутренних органов:
печень, сердце, селезёнка, лёгкие и почки. Они
и по служат основой для наращивания новой нетленной
плоти. Обязательным условием оживления считали
и неповреждённость скелета, в особенности позвоночного
столба. Иногда к подобной практике оживления
прибегали даосы, оказавшиеся в смертельной опасности.
Например, так поступил знаменитый даосский маг
Цзо Цы, которого повелел казнить полководец
и диктатор Цао Цао (начало III в.). Вера в бессмертных,
освободившихся от трупа, препятствует даосам
принимать христианство. Ведь для них Воскресение
Иисуса Христа вовсе не является чудом.
|