от автора  

Жизнь - благо, смерть - зло

Представление о смерти как абсолютном зле наиболее отчётливо передано в религиозном пласте даосизма, особенно в "учении о бессмертных". Яркие суждения на этот счёт содержатся в трактате Гэ Хуна "Баопу-цзы". "Баопу-цзы сказал: "Среди существ, сотворённых по средством трансформаций Великим Гончаром, нет ни одного столь одухотворённого, как человек. Самое меньшее из того, что он может сделать, - это заставить служить себе всё сущее; самое большее, что он может сделать, - это продлить свою жизнь и обрести вечное видение. Тот, кто знает высшее снадобье продления жизни, может, принимая это снадобье, достичь состояния бессмертного"".
У некоторых даосов глубокое отвращение вызывала перспектива оказаться во власти смерти. С древности (по крайней мере с середины I тысячелетия до н. э.) даосизм разрабатывал способы продления жизни. Среди них разнообразные методы сексуальной практики ("искусства внутренних покоев"), дыхательные упражнения ("регуляция ци"), гимнастические упражнения, медитации. Описанные в текстах, они детально продуманы и очень сложны. Но и самым ранним из них уже предшествует многовековой опыт "пестования жизни". Каковы же специфические признаки бессмертных? При обретении состояния бессмертного меняется сама внешность человека. У него заостряются или перемещаются на макушку уши (можно вспомнить в этой связи описания эльфов в кельтском фольклоре), становятся квадратными или двойными зрачки. Тело покрывается чешуёй, шерстью или перьями. Бессмертный приобретает ряд удивительных способностей (от левитации до умения одновременно пребывать в нескольких местах и делаться невидимым). Он становится столь же долговечным, как Небо и Земля.
В средневековых текстах выделяется до девяти типов бессмертных. Самой распространённой является трёхчленная классификация: небесные бес смертные, земные бессмертные и бессмертные, освободившиеся от трупа.
Первый тип бессмертных считается наивысшим. К нему относятся те, кто вознёсся в астральные, т. е. небесные, миры (Большая Медведица, Полярная звезда) и занял определённый пост в иерархии обитающих там существ. Впрочем, отнюдь не все даосы стремились к вознесению. Дело в том, что бессмертные по определению не умирают. По этому все хорошие должности на небесах уже давно заняты и никогда не освободятся (типично китайский прагматизм).
Кроме того, многим даосам, следовавшим принципам недеяния и естественности, идиллическая жизнь среди гор и вод казалась предпочтительнее суеты небесного двора.

Из трактата "Десять вопросов"

Сочинение "Десять вопросов" было найдено китайскими археологами в местечке Мавандуй. Рукопись датируется II в. до н. э., однако сам текст, видимо, старше на два столетия. Вот несколько фрагментов из него: "Прозревающие Великий Дао-Путь взмывают в заоблачные выси, наверху достигают Яшмового Града бессмертных, подобно воде, растекаются в дальние дали, подобно дракону, они возносятся вверх, они молниеносно-мгновенны, но силы их неистощимы... У Чэн-цзы... как раз и был таким бессмертным; У Чэн-цзы в своей жизни полностью соответствовал четырём сезонам, Небо и Земля в их постоянстве служили ему мерилом, У Чэн-цзы существовал, слив воедино свою жизнь и превращения сил инь - ян… Бессмертие инь - ян познав, У Чэн-цзы таким же вечным стал, и все познавшие Дао мужи тоже таковы…
Если утром заниматься дыхательными упражнениями, то и ци, и тело укрепятся, семя и ци станут подобны... воде, которая превращается в лёд, укрепившись таким образом, и годы жизни надолго продлятся. Дух будет находиться во внутренней гармонии с телом, разумные и животные души хунь и по царственно воссияют... пять вместилищ станут крепкими и здоровыми, лик станет подобным нефриту и светозарным, долголетие станет таким же, как у Солнца и Луны, и человек окажется наделённым наиболее совершенным ци Неба и Земли".
Что касается земных бессмертных, то они остаются жить на земле или в так называемых славных горах ("пещерных небесах"). Это своего рода параллельные миры. Проходом в них служат пещеры знаменитых гор. Последователи даосской школы Учения Совершенной Истины до сих пор уверены в возможности встречи с бессмертными в даосских храмах по определённым дням.
Бессмертных, освободившихся от трупа, относят к низшей категории, поскольку процесс обретения ими вечной жизни завершается только после смерти и знаменуется воскресением. При этом в сохранности должны остаться пять основных внутренних органов: печень, сердце, селезёнка, лёгкие и почки. Они и по служат основой для наращивания новой нетленной плоти. Обязательным условием оживления считали и неповреждённость скелета, в особенности позвоночного столба. Иногда к подобной практике оживления прибегали даосы, оказавшиеся в смертельной опасности. Например, так поступил знаменитый даосский маг Цзо Цы, которого повелел казнить полководец и диктатор Цао Цао (начало III в.). Вера в бессмертных, освободившихся от трупа, препятствует даосам принимать христианство. Ведь для них Воскресение Иисуса Христа вовсе не является чудом.

 

Великий Ком
Жизнь - благо, смерть - зло
Как возникла Вселенная
Китайский календарь
Множественность душ
Первоначало
Пространство
Религия в Древнем Китае
Смерть как перерождение
Смерть как фикция
Учение о жизни и смерти
Учение о мире
Человек и космос
 
Римско-греческий пантеон богов
Пантеон Славянских богов
Кельтская мифология
Скандинавская мифология
Мифология Индии
Мифология и философия Китая
Литература
Hosted by uCoz