Пространство
Традиционная
китайская культура придавала особое значение
строению пространства. Его неоднородность коренилась
в соотнесении сторон света с пятью первоэлементами.
На востоке господствовала молодая положительная
сила ян (дерево), обретавшая зрелость на юге
(огонь) и уравновешивавшаяся отрицательной силой
инь в центре (земля). Инь набирала мощь на западе
(металл) и достигала зрелости на севере (вода).
По этому север воспринимался как царство холода
и мрака, откуда совершают набеги дикие кочевники
и приходят демонические существа ("врата
демонов" - северо-восток). Юг же - источник
светлой и горячей силы ян. Данные представления
отразились в планировке китайских городов: они
возводились строго по квадрату с главными воротами
на юге. Лицом к югу восседал на троне император,
на юг выходили двери всех домов в Китае.
Сначала китайцы считали небо круглым, а землю
квадратной. Позднее утвердилось понимание того,
что небо - пустое пространство, в котором разлита
живительная энергия ци. Христианские миссионеры,
прибывшие в Китай на рубеже XVI-XVII вв., сочли
отсутствие у китайцев представлений о небесной
тверди (таковые, впрочем, прослеживаются в древнейших
текстах) безумием. И это в то время, когда в
самой Европе от подобной идеи начали отказываться!
Два представления - о круглом небе и небесной
пустоте - в целом мирно сосуществовали, и, похоже,
никого особенно не беспокоила необходимость
их сближения или согласования. Не задавалась
китайская культура и вопросом о конечности или
бесконечности Вселенной. Беспредельность (у
цзи) мыслилась как способность ци к бесконечным
превращениям. А мир "десяти тысяч вещей-существ"
молчаливо признавался конечным.
Небо
Небо - тотальное,
полное воплощение заряда ян, или мужского начала.
Земля - наибольшее соответствие инь, женскому
началу. При этом имеется в виду земля (ди) как
противоположность небу. Земля как почва (ту)
знаменует гармонию Инь и Ян.
Существовали и иные модели мироздания. Одна
из наиболее оригинальных была предложена астрономом,
математиком и поэтом Чжан Хэном (78-139). Она
называлась хунь-дунь (хаос, намёк на даосское
первоединое, метафорически изображавшееся в
виде мирового яйца). По модели Чжан Хэна, мир
подобен яйцу с шарообразной землёй в центре
в качестве желтка. А философ Цзоу Янь (IV- III
в. до н. э.) утверждал, что земной мир (Поднебесная)
представляет собой квадрат со стороной 27 тыс.
китайских вёрст (ли; для эпохи Цзоу Яня она
составляла приблизительно 480 м).
Среди древнекитайских мыслителей было принято
считать, что Китай разделён на девять областей,
с которыми соотносятся девять созвездий: четыре
из них по основным сторонам света и четыре -
по промежуточным, девятое в центре.
|